Неделя удмуртской культуры в Сарапуле: удмуртский танцевальный баттл, свадебная выставка и сказки Лопшо Педуня
Неделя удмуртской культуры в городе была открыта программой «Шундэктон», во дворце культуры «Электрон». На «разогрев» специалисты центра возрождения и развития национальных культур пригласили студентов четырех профессиональных учебных заведений.
Для активизации сарапульских юношей и девушек приехали участники молодежной организации «Шунды» из Ижевска. Солнечные ди-джей Максим Королев и вокалистка Анастасия Сапожникова продемонстрировали смешение двух музыкальных стилей – традиционной народной культуры и современного ритма. Исполнили удмуртские песни, обработанные в современной аранжировке по проекту «Куарагур».
Ирина Агеева вовлекла всех в удмуртскую игру «Давайте познакомимся», где на удмуртском языке на счет три двое участников должны закрутиться в полотенце и назвать друг другу свои имена, а затем провела еще две игры на сплочение – «Платочек» и «Воротца».
Битбоксер Илья Едыгаров организовал удмуртский танцевальный баттл, необходимо отметить, что такой поединок двух команд прошел в Сарапуле впервые.
Формат этнодискотеки вызывает большой интерес среди молодежи и становится все более популярным в республике, отметил Алексей Серебренников, вице-президент всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш», и добавил:
«Немногие из присутствующих в зале знают удмуртский язык, но у них есть прекрасная возможность побольше узнать о культуре удмуртского народа.»
В этот же день открылась выставка «Удмуртский костюм. Традиции и современность». Основную часть выставки представляет экспозиция из десяти праздничных костюмных комплексов, которые реализованы в проекте «Жизнь начинается со свадьбы», что на удмуртском звучит как «Улон кышно басьтонысен кутске».
Ведущая мероприятия, Ирина Омелюхина, рассказала:
«Мы живем в родниковом крае, расцвеченном луговыми и полевыми травами, зелеными лесами. А что мы знаем о культуре народов, проживающих в нашей республике? О традиционной культуре удмуртского народа. В частности, костюм, который носили много лет назад, позволяет лучше узнать своих предков. По одежде можно проследить историю не только одной семьи, но и всего народа».
Мастера муниципальных центров ремесел республики создали варианты женских свадебных и мужских нарядов, определенных как: нижне и верхнечепецкий, бавлинский, южноудмуртский, калмезский, завятский и закамский, а также бесермянский и шарканско-якшур-бодьинский.
Координатор проекта Наталья Прокопьева на открытии познакомила с особенностями некоторых работ:
«Давно известно, что женщины-удмуртки всегда были прекрасными ткачихами, и в этой области им не было равных. Уже с шести лет девочек учили прясть, а к семнадцати годам становились искусными мастерицами. Девушка должна готовить себе приданое.
Обязательно – свадебный костюм, повседневные платья, ну и подарки для семьи будущего мужа и его родственников. Приданое богатой девушки могло состоять из сорока пар вышитой одежды, двадцати головных полотенец. При этом, национальная одежда удмуртов, проживающих в разных районах республиках, да даже в соседних деревнях, всегда имела свои отличия.
Традиционно удмуртский костюм разделяют на северный, южный, срединный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов. Например, северяне носили белые костюмы с яркой вышивкой, центральные и южные удмурты – клетчатую пестрядь».
В начале выступила Раиса Трофимова, председатель сарапульского отделения «Удмурт Кенеш» сказала, что горожане получили замечательную возможность познакомится с традиционным костюмом удмуртского народа. Такая выставка, в нашем городе организована впервые, она будет интересна всем: от мала до велика.
Во второй день проведения недели удмуртской культуры активисты общественных объединений пришли в гости к воспитанникам детского сада №42.
Участники ансамбля удмуртской песни «Вуюись» исполнили народные напевы, объясняя малышам значение удмуртских слов, также ребята с особенным вниманием слушали детскую песенку.
Рассказ об удмуртском традиционном костюме женщины и о значении украшений удмуртского наряда сопровождался внимательным осмотром и тактильным изучением, самыми заинтересованными в этом вопросе стали, конечно, девочки – украшения их заинтриговали. Повторяли за ведущими: «чыртывесь» – монисто, «угы» – серьги, «йыркерттэт» – налобная повязка, «поскес» – браслет.
Затем дошколят вовлекли в удмуртский хоровод и народную игру «Капка ултӥ пыран-потан», что означает – ворота.
В это же время библиотечные специалисты проводили театрализованный фольклорный праздник «В гости к Лопшо Педуню» в ресурсном центре национальных литератур.
Знакомили с легендами удмуртского народа, изучали удмуртские слова, читали сказки, ведь недаром говорится: «Сказки – мудрость народная». Затем рисовали запомнившихся персонажей. Ведущий персонаж – Лопшо Педунь, с которым все фотографировались, задавал вопросы из викторины, играл в удмуртские народные игры.
Затейники из библиотеки «Солнечная» организовали ежедневное путешествие по новым страницам большой удмуртской энциклопедии. Одной из таких страниц стало прочтение про национальные блюда – знакомство с секретами приготовления традиционных яств.
Ребятам предложили самим приготовить и испечь знаменитые перепечи. Они с энтузиазмом месили тесто, готовили начинку, а затем блюдо выпекалось. Удивительное рядом, сделали вывод участники мероприятий.