Сабантуй – торжество в честь сева яровых

Фото огромного купола с множеством людей на празднике сева Сабантуй

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником у татар. Поэтому он всегда празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. И по возвращении мирной жизни празднование «Сабантуя» возобновлялось.

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, – «плуг», а туй – «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова «сабантуй» – торжество в честь сева яровых.

Несмотря на воздействие на праздник «Сабантуй» в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиций обрядов, игр и состязаний «Сабантуя» оставались не низменными.

Праздновали этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов. В период существования Казанского ханства «Сабантуй» получил статус самого массового национального праздника.

На этот праздник татарин приглашал односельчанина любой национальности. Много дополнений внесли эти народы в празднованье Сабантуя. Воистину «средь полей ходить – землю познать, средь людей ходить – народ узнать». Татарский «Сабантуй» во многом напоминает башкирский «Хабантуй», чувашский «Акатуй» и удмуртский «Гербер». Происходило взаимообогащение содержания «Сабантуя» и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья (башкирского, чувашского, удмуртского, марийского, мордовского и русского этносов).

Первоначальная цель этого праздника, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

Исследования последних лет показывают, что «Сабантуй» состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной – с первого таяния снега до начала сева.

При появлении проталинок, освобождении от снега пригорков и холмов вокруг деревни почтенные старцы аулов – аксакалы – подсказывали детям, что наступило время кашу варить. Это первый календарный праздник татар «Карга боткасы» (грачиная каша) – так называется этот обряд в татарских аулах. До принятия ислама праздник был посвящён культу птицы, что было связано с представлениями о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Элементы этого культа остались в празднике до настоящего времени.

Давным – давно люди не знали, почему наступает весна. Появление весной из-под снега черной земли ассоциировалось в сознании людей с прилетом черных грачей. Они думали, что весну приносят из теплых стран грачи (обычно в конце марта – начале апреля). Люди в честь их прилета устраивали праздник:

-татарский «Карга боткасы» (грачиная каша);

-башкирский «Каргатуй» (грачиная свадьба).

Главное предназначение этого праздника — обеспечить в будущем году богатый урожай. Хронологически это первый календарный праздник года. С этого времени начиналась подготовка к празднику – Сабантую.

Современный «Сабантуй» почти повсеместно проходит по единой схеме. Правда, в городах это однодневный праздник, сосредоточенный на майдане, а в сельской местности он состоит из двух частей – сбора подарков и майдана. Тон задает Татарстан – объявляется единая дата проведения его для деревень, райцентров, затем – дата для крупных городов, а также дата завершающего «Сабантуя» в столице Республики – Казани.

Кроме того, в сельской местности – это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому готовятся к нему заранее – убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей: как правило, в деревне в редкой семье в дни «Сабантуя» не бывает приезжих.

Характерно, что на этом празднике, несмотря на большое стечение народа и ажиотаж, возникавший во время состязаний, никогда не случалось беспорядка. Порядок был образцовый и оберегался самими гуляющими.

На празднике было много «можно» из того, что Коран запрещал.

-Так, по мусульманским заветам, женщине нельзя было появляться в людных местах с мужчинами, а на «Сабантуй» женщины приходили.

-Шариат требовал, чтобы невесту, и особенно жениха выбирали родители. У молодежи во время праздник была возможность приглядеть жениха или невесту. На сабантуе молодые люди сами знакомились, водили хороводы, влюблялись. Именно на «Сабантуе» завязывались знакомства, намечались будущие семейные пары.

-Редко какой парень не вынашивал надежду понравиться девушке, показать ей, на что он способен. Как говорит народная мудрость: «Конь узнается лишь в упряжке санной, а богатырь – в схватке бранной». Присутствие девушек на «Сабантуе», а они не принимали участия в состязаниях, были только зрительницами, вдохновляло джигитов, делало их отважными. «Возможное – сделает каждый, невозможное – отважный».

-Мужчина, ставший джигитом аула, ездил и в другие деревни для состязаний. Его освобождали от тяжелого труда, берегли.

-В самой организации «Сабантуя» был заключен принцип: «Не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного человека. Никто не должен уйти с тяжелым сердцем, с обидой».

Этапы подготовки «Сабантуя»

1.Решение о проведение праздника.

Как только сходил снег, старики – аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения праздника «Сабантуй».

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

2.Подготовка майдана.

Место проведения праздника определяется заранее. Оно соответствующим образом оборудуется. Территория очищается от камней, разравнивается. Иногда оборудуется трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место типа небольшого стадиона, оборудованное необходимыми для состязаний приспособлениями, сиденьями для участников праздника. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, работают торговые палатки, буфеты.

3.Ритуал сбора подарков.

В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на «Сабантуе».

Жителей деревни о таком дне оповещали заранее, чтобы хозяйки успели подготовится.

Обычно проводят его накануне праздника, в субботу, а если село большое, то иногда начинают собирать подарки в пятницу, во второй половине дня. Сбор подарков (әйбер җыю, яулык җыю), как и прежде, впечатляющее зрелище.

Группа односельчан на сбор подарков выезжала на повозках. Сборщики, останавливаясь у каждого дома. Сборщики подарков разъезжали из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи, и т. д.

Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи: платки, отрезы материи, чулки, яйца. И, наконец, баран, предназначенный батыру «Сабантуя». Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Сборщики благодарят одаривающих песнями, шутками, прибаутками.

Самым ценным (не дорогим, а именно почетным) подарком считалось вышитое полотенце – тастымал. Его обязательно должны были приготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Их прикрепляют к уздечкам коней и подвешивают к шесту, который сборщики подарков несут на плече. Чем красивее полотенце, тем выше его привязывали на шесте.

Так призы, которые дарились победителям состязаний, готовились всю зиму. Вышивали бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы. Молодухи (яшь килен) тоже по-своему состязались в рукоделии. Ведь раньше каждая молодуха (яшь килен) готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии, мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр «Сабантуя». Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка.

В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства вышитых полотенец для «Сабантуя» начали дарить рубашки. С сожалением приходится констатировать, что при этом теряется моральная значимость подарка.

Традиционным является и сбор яиц. Их дают и вместо подарка, и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для «Сабантуя» вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний, их пьют борцы и т. д.

Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.

Завершая сбор подарков, сборщики еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько собралось вещей.

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

4.Майдан (место состязаний):

В назначенный день проводились состязания: как правило, майдан находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

Гостей праздника традиционно принято встречать национальным татарским блюдом «чак-чак».

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

Этапы праздничных мероприятий «Сабантуя».

*Призы победителям вручаются только на майдане.

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются:

1. «Ат чабышы» (конные скачки).

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

Праздничные соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне «Сабантуй» не обходился без них. Лошадей, участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5 – 10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана.

Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками.2. «Йөгерү» (соревнование бегунов).

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге (йөгерү), который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту. Впереди скакал

всадник и показывал бегущим путь. Принцип организации состязаний был тот же, что и скачек: старт устраивали в отдалении, а финиш – на майдане.

3.Торжественное открытие праздника.

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

4.«Көрәш» (национальная борьба).

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на «Сабантуях» по-прежнему остается национальная борьба – көрэш. Борцы перекидывают друг другу через спину (за талию) кушак (бильбау), концы которого держат в руках, обмотав вокруг кисти, и пытаются положить соперника на лопатки. Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом «Сабантуя», является борьба батыров, то есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. А когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела. Следует отметить, что поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок «Сабантуя». Обычно по традиции получает живого барана. В настоящее время призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. 

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

Необходимо отметить, что майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба – көрэш, из праздничного развлечения, составной части «Сабантуя» переросла в вид спорта, по которому проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России.

4.1.Одновременно с борьбой на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжести:

-гири (пудовой, двухпудовой – побеждает тот, кто поднимет большее количество раз):

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

-прыжки в высоту:

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

-стрельба из лука (у башкир):

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

5.«Развлекательная часть».

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

Одновременно с көрэш (национальная борьба) идут выступления певцов, танцоров – участников художественной самодеятельности. Певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа. Во время «Сабантуя» люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

6.Шуточные состязания для всех гостей:

Одновременно с көрэш (национальная борьба) идут состязания. По динамику объявляется время и место проведения отдельных видов состязаний, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане. Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что любой присутствующий в любой момент может включиться в них. Их довольно много:

1. «Бег с ведрами на коромысле, наполненными водой».

2. «Бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом».

3. «Битье горшков с завязанными глазами».

4. «Перетягивание каната или палки».

5. «Бег в мешках».

6. «Бой с мешками набитыми сеном, травой».

6. «Бой с мешками набитыми сеном, травой».

8. «Лазанье на высокий гладкий столб»

8. “Лазанье на высокий гладкий столб”
(наверху которого подвешен приз – иногда живой петух в клетке или сапоги) и т. д.

9. «Добывние ртом монет из наполненных АЙРАНОМ котлов».

10. «Хождение на ходунках».

10. «Хождение на ходунках».

12. «Аремреслинг».

13. «Перенос груза на тачке».

14. «Подьем мешка с зерном».

15. «Остабикә».

7. Майдан длится с 10 – 11 утра до 2 – 3 часов пополудни.

Поэтому даже на сельский «Сабантуй» выезжают магазины, столовые, буфеты со своим товаром.

Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Многочисленных гостей угощают такими блюдами, как чак чак, вак-бәлеш, перемеяч, өчмочмак. Если «Сабантуй» проводится на расстоянии от села, то нередко здесь на лужайке, устраиваются семейные чаепития зa самоваром, который берут с собой.

Сабантуй - торжество в честь сева яровых

*Кроме того, в сельской местности это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют «Сабантуй» летом, после завершения весенних полевых работ. Поэтому после окончания соревновании на майдане народ расходится по домам.

8. «Кичке Сабантуй» (вечерний сабантуй).

Под вечер снова все собирается на вечерние игрища – кичке уен. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. В последнее время нередко в клубе. Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером проводят здесь состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.

9. Сев.

Сразу же после завершения «Сабантуя», если позволяли погодные условия, начинался сев. Таким образом, в традиционном быту «Сабантуй» являлся праздником, дающим заряд бодрости перед ответственным этапом в сельскохозяйственном труде. И только в некоторых местах скачки, борьба и т. д. устраивались после сева, завершая собой этот этап работы.

10. День сегодняшний.

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды потеряли смысл, но многие из них продолжают бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с «Сабантуем».

ВXIX веке «Сабантуй» просто веселый народный праздник, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ.  

В настоящее время «Сабантуй» приобрел вТатарстане статус государственного праздника. Сегодня едиными стали сроки его проведения. Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля). Теперь же – в честь их окончания (в июне, перед началом косовицы, когда для жителей села наступает небольшая передышка в напряженном летнем сезоне). В целом для Татарстана характерно поэтапное его проведение: сначала «Сабантуй» празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, а на следующей неделе проводится районный (или в субботу – по деревням, а в воскресенье – в райцентре) «Сабантуй». Завершающим является «Сабантуй» в крупных городах и столице Татарстана – Казани.

Этот праздник является международным национальным татарским и башкирским праздником, который стал государственным в Татарстане и Башкортостане. Начиная с 2001 года в различных городах России стал проводиться Федеральный Сабантуй. А в 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуйв с.Алькино Самарской области. И в этом же 2010 году Федеральный Сабантуй прошел в Удмуртии.

Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

11. «Сабантуй» за приделами России.

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. И стал официальным городским праздником во многих городах мира – местах компактного проживания татарского и башкирского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). 

Совершенно иным образом «Сабантуй» идентифицируется в татарских диаспорах. Для них праздник — важный маркер идентификации себя как татар и способ заявить о себе новым соседям. В среде этнографов ходит шутка: «Если где-то встретились три татарина, они обязательно организуют Сабантуй». Для диаспор участие Казани в организации Сабантуя — важный символический жест: Казань воспринимается как центр всех татар, поэтому помощь татарстанской столицы как бы легитимизирует их праздник. 

В современном мире Сабантуй – живая традиция, несущая в себе Дух татарского народа. В 2003 году генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, «являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа», в число претендентов на включение в «Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО».

Контентмейкер, мемолог и журналист

Дом Дружбы народов
Добавить комментарий