Кугече/Пасха
Марийский праздник Кугече (Великий день) – главный праздник весеннего календарного цикла, он отмечается в четверг, через семь недель после праздника Ӱярня (Масленицы), как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем.
Кугече сопровождается многочисленными обрядами и поверьями. К празднику начинают готовиться дня за четыре, а то и раньше: моют все стены дома, потолок, стирают белье.
Накрывают нарядно-вышитыми платками подушки на кроватях, стулья, развешивают скатерти с узорами на печках, телевизорах, кроватях, стелят нарядные самодельные дорожки. Наводят порядок дома и во дворе, варят квас.
Кугече – в этом году 13 апреля. В этот день стараются встать до восхода солнца. Бытует поверье, что от этого «человек становится легким, будет преуспевать во всех делах».
Рано утром топят баню, молятся. С восходом солнца можно накрыть поминовальный стол.
Поминовальный стол представляет собой поверхность (журнальный столик, стул, некоторые используют деревянный ящик, чтоб потом было удобно выносить и выкидывать), накрытый скатертью. На скатерть ставится все то, что должны «попробовать» умершие: понемногу разные кушанья (суп, блины, хлеб, мясо), рюмка с водкой, свечи.
В Кугече и Семык на поминовальный стол ставят приготовленные 3 самых первых блина, отдельно сваренные вкрутую 5, 7 или 9 яиц, суп из круп, мясо. Готовят несколько (непарное количество) свеч.
Свечи готовят сами, закручивают льняную веревку (марлю) в топленной вощине и закрепляют на поленищах или на краю деревянного ящика. Свечи ставятся в последовательности Киямат-тора*, Киямат-савуш**, недавно умершие родственники (поименно) и прочие умершие.
После установки поминовального стола отламывая несколько кусочков с блина поминают умерших, приговаривая «шужо» – чтоб «дошло» (до умерших).
Ближе к полудню накрывают стол с ритуальными кушаньями – крашенные яйца, блины, квас, суп из круп, обязательно со свежей курицей, либо с соленного гуся. (В деревнях все мясо заготавливается по осени, для долгосрочного хранения мясо птиц солится).
Зажигают свечи, поминают умерших. После того, как погаснут все свечи – начинают провожать умерших. Для этого несколько человек берут с поминовального стола всё поминальное кушанье и идут на улицу.
На улице чистят яйца и символически «провожают» умерших из этого дома, выливая кушанья в сторону заката солнца и сторону кладбища. Яйца заносят домой, ополаскивают в воде, надрезают вдоль на две части, солят и ставят на стол. Существует поверье, что если поесть эти яйца на тебя не смогут навести порчу, ты защищён.
В этот день после того, как проводили умерших нельзя спать, заниматься рукоделием, ругаться, лучше пойти по гостям, принимать гостей или отдыхать дома.
Информация написана о восточных марийцах, проживающих в Бирском районе Республики Башкортостан.
Киямат тора* (заимствование из арабского, через татарское кыямат, «воскресение из мёртвых») – в мифах марийцев загробный мир и имя его владыки, судьи загробного мира (иногда кияматом считали первого погребённого на кладбище).
Марийцы ставили в головах умершего три свечи — Киямату, его помощнику (Кияматсавуш) и самому покойнику, желая ему добраться до иного мира.
Мир мёртвых представляли разделённым на светлую и тёмную части; охраняли его адские собаки (в руки покойника вкладывалась палка, чтобы он мог отогнать собак).
Киямат заставлял умершего проходить по жёрдочке над пропастью с котлом, наполненным кипящей серой: грешник падал в пропасть, оказываясь во мраке ада, хороший человек добирался до светлого мира, где продолжал обычную жизнь (в гроб марийцы клали шёлковую нить, чтобы умерший мог привязать себя к узкому мосту).
Киямат мог отпустить умершего на ночь на землю, и тот требовал от живых сородичей соблюдения поминальных обрядов (марийцы верили, что умершие сами участвуют в поминках).
Мифологический словарь.
В.Я.Петрухин
Киямат савуш** – друг Киямата.