Кто такие марийцы?

фото марийцев в национальных одеждах

Марийцы — немногочисленный народ, относящийся к финно-угорской этноязыковой группе и считающийся потомком древнего населения Среднего Поволжья. За мари закрепилось прозвище «последние язычники Европы», поскольку по сей день многие из них соблюдают дохристианские обряды. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться поближе с нашими самобытными соседями.

Кто такие марийцы

Если верить историкам, предки современных марийцев пришли в края Среднего Поволжья, территорию Республики Марий Эл, 1500 лет назад

Древняя родина мари раскинулась вдоль Волги, притом по обе стороны реки, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами— горных и луговых марийцев. В истории марийских земель много интересных строк: она переходила в о владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.

фото марийцы мужчины

В состав Российского государства марийские земли вошли только во второй половине XVI века

В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся. Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.

фото женщин мариек в национальных костюмах в лесу

Новая культура и православная вера со временем прижились среди мари и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам. Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.

Традиционная марийская религия

Верховным из 40 божеств языческого пантеона марийцы провозглашают Ош Поро Кугу Юмо — Белого Большого Бога. Народ мари считает его богом-творцом и обращается к нему с главными молитвами.

Помимо Ош Поро Кугу Юмо в традиционной марийской религии присутствуют боги огня, воды и леса — божества стихий. Кроме них марийцы верят в злых духов, для каждого из которых существуют специальные ритуалы. Среди злых божеств выделяют Керемета и Вувера.

Традиционно у марийцев нет храмов в общепринятом понимании. Ритуалы, жертвоприношения и богослужения проходили в кусото — священных рощах. К слову, с древних времён и на сегодняшний день в Марий Эл их сохранилось более 300. Предпочтение рощ храмам не случайно: мари верили, что во время молитв божества пребывают в деревьях.

фото детей и взрослых марийцев

Выбор священной рощи, а затем и молебен проводит карт — жрец, которого марийский народ считает посредником между божествами и людьми. Незаменимым атрибутом карта является бубен, по которому он ударяет в ритм ножом и топором, отгоняя злых духов от рощи. Традиционными просьбами к добрым богам были плодородие, здоровье и достаток.

Ни одно моление не происходит без даров богам: пресного хлеба, варёного гуся и коман-мелна — трехслойных блинов

После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не принято выбрасывать, их либо забирают домой, либо сжигают, а после уже сборища, приводят священную рощу в исходный вид и тщательно убираются.

Для марийцев лес — неприкосновенный храм, где нельзя мусорить, собирать грибы и ломать ветки.

Марийская культура

Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.

Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана не случайно, так как целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период. Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы в свою очередь угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.

Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.

Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.

На праздниках она может достигать километра

Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.

Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома. Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.

Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Кроме того, веря в то, что звон серебра отпугивает злые силы, девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают.

фото девушек-мариек в красных национальных платьях

Заключение

Рядом с нами живёт загадочный и самобытный народ мари, который смог пронести свои традиции и культурные особенности через много сотен лет, а многие из них сделать частью современной национальной культуры. С историей и культурой земли Республики Марий Эл можно знакомиться очень долго.

фотографии Николая Ямакова

Поделитесь с друзьями:

Журналист, студентка ИУФФУиЖ факультета журналистики

Дом Дружбы народов
Добавить комментарий