Если верить историкам, предки современных марийцев пришли в края Среднего Поволжья 1500 лет назад
Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.
История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.
Марийские земли вошли в состав Российского государства только во второй половине XVI века
В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.
Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.
Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.
Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.
Верховным из 40 божеств языческого пантеона марийцы провозглашают Ош Поро Кугу Юмо — Белого Большого Бога. Народ мари считает его богом-творцом и обращается к нему с главными молитвами
Помимо Ош Поро Кугу Юмо в традиционной марийской религии присутствуют боги огня, воды и леса — божества стихий.
Кроме них марийцы верят в злых духов, для каждого из которых существуют специальные ритуалы. Среди злых божеств выделяют Керемета и Вувера.
Традиционно у марийцев нет храмов в общепринятом понимании. Ритуалы, жертвоприношения и богослужения проходили в кусото — священных рощах.
К слову, с древних времён и по сегодняшний день в Марий Эл их сохранилось более 300. Предпочтение рощ храмам не случайно: марийцы верили, что во время молитв божества пребывают в деревьях.
Выбор священной рощи, а затем и молебен, проводит карт — жрец, которого марийский народ считает посредником между божествами и людьми.
Незаменимым атрибутом карта является бубен, по которому он ударяет в ритм ножом и топором, отгоняя злых духов от рощи. Традиционными просьбами к добрым богам были плодородие, здоровье и достаток.
Ни одно моление не происходит без даров богам: пресного хлеба, варёного гуся и коман-мелна — трехслойных блинов
После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не принято выбрасывать: их либо забирают домой, либо сжигают. А уже после сборища приводят священную рощу в исходный вид и тщательно убираются.
Для марийцев лес — неприкосновенный храм, где нельзя мусорить, собирать грибы и ломать ветки
Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.
Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.
Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.
Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.
Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.
На праздниках эта цепочка может достигать километра
Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.
Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.
Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.
Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.
Рядом с нами живёт загадочный и самобытный народ мари, который смог пронести свои традиции и культурные особенности через много сотен лет. А многие из древних традиций стали частью современной национальной марийской культуры.
фотографии Николая Ямакова
Культурный фестиваль открылся заседанием Совета марийских общественных организаций нашей республики. Собравшиеся познакомились с деятельностью Союза марийской молодёжи “Ӱжара” — председатель организации Светлана Бугаёва рассказала о предстоящем слёте марийской молодёжи и работе активистов в районах. В беседе приняли участие и представители администрации Сарапульского района, который в этом году принимает национальный марийский праздник Семык. Они раскрыли подробности проведения традиционных гуляний и обсудили с активистами марийских НКО возможность создания отдельной площадки для показа народных костюмов. Участники заседания поддержали замысел и перешли к разговору о результатах работы и намеченных целях.
Фестивальную программу продолжил творческий концерт, получивший название “Театрын мастаргудыжо” (“Театральное мастерство”). Участникам представления, посвященного сценическому искусству, предлагалось подготовить театрализованную постановку на тему ”Марий мыскара” (“Марийский юмор”). Музыкальные композиции и хореографические сценки представили творческие коллективы из нескольких районов и городов Удмуртии с компактным проживанием марийцев. Среди них — марийский ансамбль “Ший памаш” из села Шолья Камбарского района, фольклорный коллектив “Возжай сем” из Граховского района и сарапульский танцевальный ансамбль “Келшымаш”.
“В каждом районе, в каждой деревне, безусловно, показывают свое творчество. Но здесь, на республиканском уровне, когда кругом представители своего народа из других мест, мы по-новому себя проявляем. И всё, что хранится у нас в душе, предстает совершенно прекрасным”, — подводя итог фестивалю, отметил председатель Национально-культурной автономии марийцев Удмуртии Анатолий Радыгин.
#народыУдмуртии
16 июня в столицу Марий Эл съехались делегации со всех районов республики, а также гости из Татарстана, Башкортостана и Удмуртии, Кировской, Нижегородской, Свердловской, Ленинградской областей, Ханты-Мансийского автономного округа и Эстонии.
Удмуртию представляли фольклорные коллективы «Ший аршаш» (Серебряный букет) д. Иж-Бобья, «Шонанпыл» (Радуга) из д. Мари-Возжай Граховского района и солистка Татьяна Радыгина из г. Можга. Возглавлял делегацию председатель Национально-культурной автономии марийцев УР Анатолий Радыгин.
Начался праздник с шествия по главной улице города до марийского национального театра драмы им. М. Шкетана, где на площади проходили поздравления, чествование и театрализованное представление об истории народа мари.
Традиционно праздничное настроение создавали артисты, самодеятельные и профессиональные творческие коллективы. Работали игровые площадки, на которых проходили национальные игры и состязания, здесь же развернулась выставка-продажа изделий декоративно-прикладного искусства.
Изначально «Пеледыш пайрем» являлся традиционным праздником марийцев, который символизирует окончание весенних полевых работ. Сейчас он значительно расширил первоначальный смысл и стал народным, его отмечают не только представители одной национальности, но и все, кто живет в Марий Эл.
#народыУдмуртии
В этом году «Семык» прошел в двадцать третий раз — он является главным событием марийского праздничного календаря и знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный цикл марийцев.
В празднике приняли участие делегации и творческие коллективы из городов и районов Удмуртии с компактным проживанием народа мари, а также марийцы из Республики Татарстан, Башкортостан, Марий Эл и Кировской области.
Гостеприимные жители марийской деревни Верхняя Иж-Бобья приветствовали гостей и участников праздника на главной улице, приглашая каждую делегацию к своему столу.
Сам праздник проходил на большой поляне, вход — через главные ворота праздника — Ворота счастья — с национальными песнями.
«Семык» встречает гостей — народный фольклорный коллектив «Мурсескем» («Искры из песен») Ивансолинского сельского дома культуры Куженерского района республики Марий Эл
Программа торжественного открытия праздника «Семык 2018» началась с театрализованного представления, раскрывающего тему праздника «Марий калык ила»/«Народ мари живёт».
С приветствием к гостям и участникам праздника обратились первый заместитель министра национальной политики УР Павел Орлов, Глава муниципального образования «Малопургинский район» Сергей Юрин, председатель Национально-культурной автономии марийцев УР Анатолий Радыгин и заместитель председателя постоянной комиссии по науке, образованию, культуре и молодёжной политике и спорту Пётр Басов.
«Очень важно, что в нашей многонациональной Удмуртии мы живём в дружбе, мире и согласии. Проведение такого национального праздника как «Семык» на республиканском уровне способствует сохранению наследия марийского народа и поддержанию доброго, соседского отношения между народами Удмуртии», — отметил первый заместитель министра национальной политики УР Павел Орлов.
Приветствие председателя Национально-культурной автономии марийцев УР Анатолия Радыгина
После торжественного открытия праздника состоялся концерт с участием марийских творческих коллективов, подготовивших песенные и танцевальные номера.
Праздничная программа праздника была очень насыщенной. Одновременно на многих площадках развернулись различные состязания и состоялись развлекательные программы:
Состязание невесток «Уста еҥгай» — девушкам предстояло пройти соревнования в конкурсах «Сурт-пече» («Домоводство») и «Усталык да мастарлык» («Конкурс мастериц»), а свою силу и выносливость продемонстрировали марийские богатыри в спортивно-игровом состязании «Марий Патыр».
Особое внимание привлекли спортивно-состязательная площадка «Ӱнарлык вер» («Место силы») и площадка «Пикш ден лўйкалмаш» — «Стрельба из лука».
Для маленьких участников праздника была организована детская игровая площадка «Йоча модыш вер».
А любителей шуточных и веселых частушек собрал конкурс «Такмак алан», в котором приняли участие все желающие.
Здесь же развернулся «Мастарлык ола» — «Город мастеров». Мастер-классы по изготовлению марийских оберегов проводили ремесленники и представители центров декоративно-прикладного искусства из муниципальных образований Удмуртской Республики и Республики Марий Эл.
На протяжении всего праздника можно было пройтись по подворьям под открытым небом, где были представлены быт и национальная кухня народов, проживающих в республике.
Праздник прошел весело и задорно. В нём приняли участие более 3 тысяч человек. В следующем году «Семык» состоится в Сарапульском районе, куда и отправился в этот день символ праздника.
Больше фото здесь: https://vk.com/album-6721781_254728747
#народыУдмуртии
В празднике приняли участие делегации из Казани, Набережных Челнов, Йошкар-Олы и Кировской области. В числе приглашенных и делегация Национально-культурной автономии марийцев Удмуртской Республики и Союза марийской молодёжи «Ӱжара» («Заря»).
По традиции праздник открыл парад делегаций. Гостей и участников мероприятия на марийском языке поприветствовал глава района Сергей Димитриев. Он отметил, что в Кукморском районе одинаково отмечаются праздники всех культур: «Семык», «Гырон Быдтон», «Сабантуй», «Петров день» и «Яблочный спас», тем самым сохраняя культуру и традиции народов.
После официальной части на главной площадке развернулась концертная программа с участием марийских фольклорных и вокальных коллективов. Также все желающие могли посостязаться в конкурсах «Марийская красавица» и «Марийский богатырь».
Во время праздника работали национальные подворья, детские развлекательные площадки, выставки народных промыслов, торговые ряды, где можно было попробовать марийские национальные блюда и кухни других народов.
#народыУдмуртии
Программа фестиваля была насыщенной: участники фестиваля посетили «Кизнерский краеведческий музей» и выставочный зал «Центра искусств и ремёсел», состоялось заседание Общественного совета марийских общественных организаций Удмуртской Республики. После церемонии открытия состоялся фестиваль, в котором приняли участие коллективы Удмуртской Республики и гости из Республики Татарстан — фольклорный коллектив «Марийские зори» Старо-Куклюкского СДК Елабужского района и народный марийский фольклорный ансамбль «Элнет» Ильнетского СДК Менделеевского района.
Творческие коллективы представили театрализованные постановки и музыкально-хореографические композиции на тему «Обычаи и придания старины глубокой», включающие в себя фрагменты обрядов, эпизоды народных гуляний и праздников, песни и танцы.
В завершении мероприятия председатель Национально-культурной автономии марийцев УР Анатолий Радыгин вручил каждому творческому коллективу дипломы за участие в фестивале.
#народыУдмуртии
В Ныргынду приехали гости из г. Ижевска, Сарапула, Набережных Челнов, Иваново, Перми и даже из Москвы и Санкт-Петербурга. Традиционно в первый день праздника жителей и гостей деревни порадовали участники детского клуба «РДиМ» с рождественской постановкой «Ожерелье к Рождеству». Как отмечают организаторы, готовиться к празднику ребята начали ещё в декабре и провели множество репетиций. Спектакль всем очень понравился, так как был сыгран живо и искренне.
Все четыре дня, пока шёл праздник, двери Дома культуры были открыты и днём и вечером, т.к. Шорчолы (ряженые) ходили по домам к родственникам, друзьям и обязательно заходили в СДК. Шорыкйол любят от мала до велика – это один из самых светлых и прекрасных праздников в году.
Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Васли кува ден Васли кугыза (Стариком Василием и его хозяйкой). Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего. Хозяева дома стараются встретить ряженых как можно лучше. Среди ряженых часто встречаются комбо (гусь), лошадь (оргамак), баран (каза-тага) и другие персонажи. Специально к празднику берегут лесные орехи, семечки, которыми угощают ряженых. Существенную роль в этот день играет обрядовая еда. Обязательным блюдом является баранья голова, кроме нее готовят еще традиционные напитки и кушанья, ну и, конечно, не без сладких угощений для детворы.
В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение.
Съезд начался с торжественного открытия персональной выставки заслуженного художника России Ивана Ямбердова. Портреты и пейзажи известного мастера составляют серию, посвященную малой родине — «Марий кундем» («Край марийский»). Во многих его картинах осмысливаются культурные традиции марийского народа, его герои находят параллельное воплощение и в образах природы, и в человеческом обличье.
Делегатов и гостей Съезда приветствовали министр национальной политики УР Лариса Буранова, заместитель министра культуры и туризма УР Петр Данилов, заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Галина Ширяева и председатель Совета общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия марийцев России» Лариса Яковлева.
Программа Съезда получилась очень насыщенной. Директор Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева к.и.н. Евгений Кузьмин рассказал присутствующим о первом Всероссийском съезде народа мари.
С отчетным докладом о работе марийских организаций Удмуртии выступил председатель совета Региональной общественной организации «Национально-культурная автономия марийцев УР» Анатолий Радыгин. Он отметил, что в Удмуртской Республике проживают 9,5 тыс. человек марийской национальности, в том числе в городах — 3,8, в сельской местности — 5,7 тыс. человек. Сегодня марийцы являются одной из наиболее больших этнических групп Удмуртии, уступая по численности лишь русским, удмуртам, татарам и украинцам. В Каракулинском, Граховском и Алнашском районах марийцы составляют существенный процент населения.
Анатолий Ильич обратил внимание на огромный вклад марийских общественных организаций в сохранение и развитие марийской культуры на территории Удмуртии. За это время стали уже традиционными и любимыми всеми жителями республики такие мероприятия как национальный праздник «Семык», конкурс исполнителей марийской песни, республиканский фестиваль марийской культуры. Заслуживают особого внимания проекты, посвященные увековечиванию памяти марийских просветителей и общественных деятелей И.М. Токмурзина-Ломберского, И.П. Радыгина, В.Е. Бельского и др.
В заключение доклада Анатолий Радыгин огласил лауреатов премии имени И.М. Токмурзина – Ломберского и активистов, которым были вручены Благодарственные письма от Национально-культурной автономии марийцев УР.
Далее работа участников Съезда продолжилась по трем секциям: «Марийское общественное движение Удмуртской Республики: перспективы развития», «Этнокультурное образование» и «Молодежные инициативы: от идеи до реализации проекта». После чего состоялось итоговое пленарное заседание под председательством А.И. Радыгина.
В завершение такого насыщенного дня все участники Съезда стали зрителями концерта творческого коллектива из Республики Марий Эл.
«Этника» — это просветительская программа, в которой молодёжь рассказывает о народах, проживающих в Удмуртии. Передача создана по заказу Министерства национальной политики Удмуртии.
Автор — Лена Слесарева
Режиссёр — Мария Фёдорова
Программа выходит два раза в месяц. Время выхода на телеканале «Моя Удмуртия»: суббота — 17:00, четверг — 20:45 (повтор).
В первый день праздника прошел «Кумалтыш» — моление в священной роще «Юмылан пумаш» д. Мари-Возжай. Затем на площадке перед районным домом культуры «Лидер» с. Грахово состоялся молодежный вечер «Самырык кас» с участием молодой исполнительницы современных эстрадных песен из Республики Марий Эл Марины Садовой.
Второй день был более насыщенным и проходил он в яблоневом саду в окрестностях деревни Иж-Бобья. При въезде в деревню всех гостей встречал местный женский ансамбль — с караваем и задорными марийскими песнями.
На центральной улице у нескольких домов были накрыты столы с марийскими национальными блюдами и напиткам. Все желающие смогли познакомиться с кулинарным мастерством местных марийцев.
В торжественной части праздника с приветственным словом обратились врио Главы Удмуртской Республики Александр Бречалов, глава МО «Граховский район» Виктор Белов, председатель Региональной общественной организации «Национально-культурная автономия марийцев Удмуртской Республики» Анатолий Радыгин.
Врио Главы УР поблагодарил граховцев и всех участников праздника за добросовестный труд, за успешно проведённую весеннюю посевную кампанию. Он отметил, что в эти дни в Удмуртии проводится ряд национальных праздников, посвящённых окончанию сева. В Ярском районе — бесермянский «Корбан», в Красногорском районе — «Петровское заговенье» – фестиваль русской старообрядческой культуры. А через неделю, 17 июня, в Можгинском районе соберутся тысячи жителей и гостей республиканского удмуртского праздника «Гербер».
В числе почетных гостей «Семыка» — и.о. министра национальной политики УР Лариса Буранова, и.о. министра культуры и туризма УР Владимир Соловьев, руководители национально-культурных объединений УР и др.
После торжественной части на Главной сцене начался концерт с участием творческих коллективов из городов и районов Удмуртии, а также коллективов из Марий Эл, Татарстана и Кировской области.
На протяжении всего праздника была организована выставка изделий центров декоративно – прикладного искусства, Домов ремесел муниципальных образований Удмуртской Республики.
Для всех желающих работали детская игровая площадка с марийскими традиционными играми «Йочамодыш вер», мастер-класс по изготовлению марийских национальных блюд «Марий кочкыш». В рамках праздника прошли различные состязания — состязание танцоров «Эн уста Тавалтыш», состязание марийских богатырей «Марий Патыр» и состязание марийских умелиц «Тыматле Чачавий».
В следующем году Семык пройдет в Малопургинском районе, куда и отправился в этот день символ праздника.
10 июня здесь, в яблоневом саду деревни Иж-Бобья, состоялся традиционный народный праздник. Семык знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь марийцев. В этом году в республике он прошёл 22-й раз.
Врио Главы УР поблагодарил граховцев и всех участников праздника за добросовестный труд, за успешно проведённую весеннюю посевную кампанию. Он отметил, что в эти дни в Удмуртии проводится ряд национальных праздников, посвящённых окончанию сева. В Ярском районе 10 июня начинается бесермянский Корбан. Сегодня же в Красногорском районе открывается «Петровское заговенье» – фестиваль русской старообрядческой культуры. А через неделю в Можгинском районе соберутся тысячи жителей и гостей республиканского удмуртского праздника Гербер.
«Все эти праздники уходят корнями в историю, славят человека труда – хлебопашцев. Я смотрю на гостей, которые здесь сегодня присутствуют: есть и представители чеченской диаспоры, и таджики, и азербайджанцы, и удмурты – я могу и дальше перечислять. Это говорит о том, что на удмуртской земле сложились добрые межнациональные отношения. И мы с вами должны этим дорожить. Я признателен всем руководителям национально-культурных объединений, которые такие праздники проводят вместе, вне зависимости от национальности. В этом залог мира. Ещё раз хочу всех присутствующих поздравить и сказать отдельные слова благодарности тем, кто занимается сельским хозяйством, кто работает на земле. Вы — настоящие хозяева нашей земли. С праздником! Спасибо вам огромное», — отметил Александр Бречалов.
В празднике приняли участие делегации и творческие коллективы из всех городов и многих районов Удмуртии, а также гости из республик Марий Эл, Башкортостан, Татарстан и Кировской области. В рамках Семыка состоялись конкурс марийских умелиц, состязания марийских богатырей и танцоров. Работала детская игровая площадка «Йочамодыш вер», были организованы мастер-классы по изготовлению марийских национальных блюд «Марий кочкыш».
По материалам сайта Главы и Правительства УР
В работе заседания приняли участие представители республиканского Дома Дружбы народов – ведущий методист отдела международного и финно-угорского сотрудничества Виктория Папаева и режиссер отдела межнациональных отношений Ольга Шмакова, а также специалисты Администрации МО «Граховский район».
В ходе заседания были обсуждены актуальные вопросы, связанные с организацией праздника.
В этом году главный праздник марийцев – «Семык» состоится 10 июня в деревне Иж-Бобья Граховского района. В празднике принимают участие официальные делегации 13 муниципальных образований Удмуртской Республики и регионов РФ, марийские национально-культурные объединения, жители и гости Удмуртской Республики.
Дополнительная информация: (3412) 63-10-88 – Папаева Виктория Викторовна – ведущий методист отдела международного и финно-угорского сотрудничества БУ УР «Дом Дружбы народов»; (34163) 3-14-76 – Савельева Анна Илларионовна – методист МУК «Граховский районный дом культуры «Лидер».
Автономия создана в целях сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства марийцев, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
Организация активно взаимодействует с марийскими сообществами и органами власти в местах компактного проживания марийской диаспоры в Алнашском, Граховском, Камбарском, Каракулинском, Кизнерском, Киясовском, Малопургинском, Сарапульском, Сюмсинском районах Удмуртии, городах Ижевске, Вокинске, Можге и Сарапуле. Так, в стадии реализации находятся проекты соглашения между Алнашским, Граховским и Каракулинским районами и Региональной национально-культурной автономией Удмуртской Республики «Марийцы Удмуртии» в области сохранения самобытной культуры марийцев, проблем преподавания марийского языка в школах, требующих эффективного решения и поддержки со стороны местных властей.
Совместно с другими общественными организациями марийцев Удмуртской Республики Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия марийцев Удмуртской Республики» претворяют в жизнь резонансный в культурно-историческом аспекте проект исследования и сохранения марийских священных рощ на территории Удмуртской Республики, выступают в качестве организаторов республиканских марийских национальных праздников и фестивалей.
В 2015 году под эгидой РНКА «Марийцы Удмуртии» была проведена масштабная межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Марийцы Удмуртии: история, традиции и современность». В рамках данной конференции прошел межрегиональный конкурс юношеских исследовательских работа «Символы и образы марийского народа: прошлое, настоящее и будущее», по итогам конференции и конкурса был издан сборник.