Статьи
-
Ни одно алнашское дерево не осталось невоспетым
Алена Глухова, студентка Школы межэтнической журналистики в Ижевске, в своей статье рассказывает об открытии «Дней литературы Алнашского района в Удмуртской Республике», которые прошли в республиканском Доме Дружбы народов. Открыли мероприятие молодежная этно-студия «Ватка», руководителем которой является заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, режиссер Василий Ушаков. Ксения и София Хохряковы — участницы выступления — поделились своими впечатлениями. […]
Подробнее → -
От праздников к празднику. Часть третья. Акашка
После Пасхи готовились к посевной. Но перед посевной проводили обряд Акашка. Проводили в два дня. В первый день праздник устраивали бесермяне, второй - татары
Подробнее → -
Большой удмуртский диктант
Самая пожилая из них — 74-летняя Евгения Ковырзина в акции «Большой удмуртский диктант» участвует не первый год. -Как Вы узнали о том, что в Ижевске проходит «Большой удмуртский диктант»? — Прочитала об этом в газете «Удмурт дунне» и без всяких сомнений решила участвовать. Потому что, мне очень интересно проверить себя в мои уже немолодые годы. […]
Подробнее → -
От праздников к празднику. Часть вторая
Рано утром в воскресенье, когда еще мы спали, родители слегка хлестали нас веточками вербы, приговаривая: «Висенъёс мед кошкозы, зеч мед дышетскоз, зок мед будоз» (» пусть все болезни уйдут, пусть хорошо учится, большой пусть вырастет»). Мы поддавались родителям, знали, что это совсем не больно и так нужно. Ветки вербы клали за образами, затем ими выгоняли […]
Подробнее → -
От праздников к празднику. Часть первая
Праздники начинались с 6 января «Вожо». В этот день пекли из пресного теста (соль, вода, мука) обрядовое блюдо «куарнянь» с добавлением немолотого зерна, прожаренного гороха, конопли. Тесто раскатывали на тонкие лепешки и запекали в печи...
Подробнее → -
Бредовые мысли об этнодеревне в Удмуртии
В прошлом году мне посчастливилось побывать в Эстонии. Моё заграничное турне длилось ровно неделю. Один день мы посвятили прогулкам по Эстонскому музею под открытым небом, который расположен на западной границе Таллинна на территории бывшего поместья Рокка аль Маре.
Подробнее → -
Удмуртия этническая
Моя этнодеревня Когда мне было 16 лет, дала себе слово пока не познакомлюсь с традициями народов, проживающих в СССР, заграницу не поеду. Тогда я и не предполагала, что на исполнение завета, ни времени, ни финансов просто не хватит. За свою жизнь я смогла познакомиться только с культурой азербайджанского, грузинского, армянского, эстонского народов, побывала в гостях […]
Подробнее → -
Какой будет Этнодеревня в Удмуртии?
Во многом с развитием этно-туризма, способного привлекать туристов как из России, так из зарубежья. Но есть и более существенные причины. Воспитание толерантного, уважительного отношения к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России. Этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, согласия и взаимопонимания между народами. У нас в Удмуртии уже есть […]
Подробнее → -
Народный костюм, фартук, передник
«Его величество передник»
Подробнее → -
«Этнодеревня» или все же «Интернациональная деревня» какой должна быть или не быть… в Удмуртии
Сначала разберемся в определениях: Этнос (греч. ἔθνος — народ) — исторический сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое. Национальность — в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности. […]
Подробнее → -
Этнодеревня в Удмуртии — быть или не быть…
Это известие меня очень порадовало, конечно если бы деревню построили в Можге… Продолжим…национально-культурная деревня, что же это такое? «Национальная деревня» представляет собою единый культурный комплекс, в котором отображается все многообразие, богатство и особый колорит культуры и традиций многонационального региона. Это своеобразный музей под открытым небом, ставший символом дружбы, основанной на уважении к соседям, независимо от […]
Подробнее → -
Быргындинские и Усть-Саклинские в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.
Быргындинские Волков Василий Иванович (10.02.1918 г. — 01.07.1976 г.), родился в д. Быргында Каракулинского района Удмуртской Республики. Был командиром взвода, гвардии старшина. 1 Прибалтийский и Белорусский фронт. Участник освобождения Польши, Германии, Кинигсберга, Невеля, Варшавы. Награды: 2 Ордена «Красной звезды», Орден Славы III степени, медаль «За отвагу» и др. Олькин Гавриил Капитонович (15.10.13 г. — 08.10.70 […]
Подробнее → -
Детские фольклорные игры-2
В истории земли русской было немало кровопролитных войн. Враги, ворвавшись в поселение, забирали в плен женщин и девочек, а мужчин и мальчиков убивали, чтобы не осталось на земле русской защитников Родины. Поэтому детей учили играть в прятки. Сумеешь спрятаться от врага — останешься живым, а не сумеешь — погибнешь. Через игры дети учились сообразительности […]
Подробнее → -
26 апрель – Марий талешке кече\ День национального героя
Этот день — хороший повод вспомнить нашу историю, поговорить о патриотизме, гордости за свой народ, о любви к большой и малой Родине. Как событие в культурной и общественной жизни он отмечается с 1990 года.В марийских легендах Онар (марийский богатырь) предстает как великан, был так огромен, что головой едва не доставал до радуги небесной, которую так и называют […]
Подробнее → -
Сказ о том, как обрусевший удмурт супер-удмуртом стал
– Вас называют поэтом, рэп-исполнителем, этнографом. К какой роли вы себя относите в большей степени? – Сложно сказать, потому что еще года два назад я бы, не задумываясь, ответил, что поэтом. Но сейчас у меня затянувшийся творческий кризис. Можно сказать, что сейчас я вообще не пишу. Когда-то известный удмуртский поэт Вячеслав Ар-Серги говорил мне, что […]
Подробнее → -
Детские фольклорные игры
На Воткинской земле сохранилось немало старинных игр, с которыми участники экспедиции познакомились в период с 1999 по 2003 год. В экспедиции приняли участие дети фольклорных коллективов города Воткинска «Родничок» и «Челядёшки» под руководством Надежды Негановой
Подробнее → -
Крепкие традиции. Зачем российским немцам родной язык?
«Югендхайм» («Jugendheim») — организация молодых российских немцев. В Удмуртии она была создана ровно два десятилетия назад. Сегодня Марианна Антонова, председатель, рассказывает корреспонденту «АиФ в Удмуртии» о любви потомков немецких переселенцев к культуре и языку предков. Российские немцы Юлия Ардашева, «АиФ в Удмуртии»: Вас всех объединяют немецкие корни? Марианна Антонова: У кого-то они есть, у кого-то […]
Подробнее → -
«Анай тусо анай кылы» — «Похожий на маму родной язык»
Семинар проходил по инициативе Регионального общественного движения «Совет женщин-удмурток «Удмурт нылкышно кенеш» в рамках фестиваля «Анай тусо анай кылы». На встречу были приглашены заведующие и воспитатели ДОУ, учителя удмуртского языка, активисты удмуртского движения, родители, делегация МО «Киясовский район». В работе семинара также приняли участие Председатель совета депутатов МО «Малопургинский район», руководитель Малопургинского отделения Всеудмуртской ассоциации […]
Подробнее → -
Кугече/Пасха
Кугече сопровождается многочисленными обрядами и поверьями. К празднику начинают готовиться дня за четыре, а то и раньше: моют все стены дома, потолок, стирают белье. В этот день стараются встать до восхода солнца. Бытует поверье, что от этого «человек становится легким, будет преуспевать во всех делах»
Подробнее → -
Шустрые угланы и лопнувшие овцы. (У старообрядцев Верхокамья)
Сегодня в России проживает больше 2 миллионов старообрядцев. Они сохраняют самобытную духовную и материальную культуру, особую систему мировоззрения, и даже свое летоисчисление. Кто они? Современные отшельники или люди, искренне радеющие о чистоте православной веры?
Подробнее → -
И придумал русский народ для обозначения низких качеств человека — прозвища…
И тут сразу вспомнила сказку А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде», которая начинается словами: «Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда»…. Вопрос, почему «толоконный лоб» и «Балда»? Читаем… Толокно – толчёная, немолотая мука, чаще всего овсяная. Мука же – […]
Подробнее → -
Имянаречение: как давали ребёнку имя?
Народная мудрость гласит: «С именем – Иван, а без имени – болван». Это в просторечии. А если торжественно, то: «Нет меж живущих людей, да и не может и быть, безымянных: В первый же миг порождении каждый, убогий и знатный, Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает». Так сказал Гомер.
Подробнее → -
Кино с акцентом
В столице Удмуртии — неделя необычных кино-открытий – с 16 по 22 марта здесь впервые показывают на большом экране по-настоящему самобытные, этнические работы российских «небрендовых» режиссёров. Программа фестиваля «Этника» на удивление насыщенная: за неделю зрителям представят 14 картин, так или иначе связанных с национальной идентичностью и с жизнью вдали от столиц. Мы пообщались с организатором […]
Подробнее → -
Удмуртский родовой знак — ПУС
Свой родовой знак хорошо смогли сохранить язычники, те кто не принял христианство. Пус показывает принадлежность роду (воршуду). Удмуртский пус – это и личная печать человека, и знак родовой принадлежности, знак собственности, и своеобразный оберег. Все воршуды имели имена, которых известно около 70. Они сохранились и в названиях деревень. Подэм пус, бортное пятно, или тамга – […]
Подробнее →