Имянаречение: как давали ребёнку имя?

    Обряд имянаречения у древних славян

    А вот откуда пришли в Россию имена и всегда ли они были «сладостным даром» мы постараемся сейчас выяснить.

    Как выбирались имена для детей у древних славян?

    До принятия христианства у славян имена выбирались родителями. Они имели определенное смысловое значение, это были «говорящие имена». Например, третьего сына называли Третьяк, любимую и долгожданную дочку – Любавой, а если хотели, чтобы мальчик рос послушным и добрым – нарекали его Добрыней.

    Также называли детей именами Светлана, Красава, Забава, Милуша, Добромысл, Мстислав, Святослав, Ярополк, Святополк и т.д. Предки наши были людьми крайне суеверными, и поэтому не стоит удивляться, что многие имена напоминали прозвища: Волчий Хвост, Нелюб, Ждан, Упырь, Кручина, Угрюм, Любим и т.д.

    Если такие имена, как Малинка или Любим, вполне объяснимы, то, например, Болван – совсем неподходящее имя для младенца. Но объяснялись такие оскорбительные имена боязнью «сглаза».

    В традициях славянских народов, связанные с имянаречением, всегда существовали правила (чаще запреты). Не следует новорожденному давать «имя на имя», т.е. нельзя было использовать имя, которые уже носит один из людей, живущих в том же доме.

    Иначе один из людей с одинаковыми именами может умереть. В основе приметы лежит поверье, что у каждого имени есть свой ангел-хранитель, который не в состоянии уследить сразу за двумя людьми в одном доме.

    Кроме того, на Руси часто было принято скрывать настоящее имя (данное при крещении), выставляя напоказ ложное имя. Даже в браке жена не называла мужа личным именем, а использовала другие слова – муж, мой, хозяин и т.п. Эта традиция в некотором роде (бессознательно) сохранилась и до наших дней.

    Имянаречение в христианстве

    Имянаречение в христианстве: батюшка крестит малыша и даёт ему имя

    После принятия христианства имя для ребенка стали выбирать по святцам.

    Святцы (месяцеслов) – это церковный календарь, в котором указаны имена святых, почитаемых церковью в данный день.

    Родители или священник делали выбор из имен, соответствующих восьмому дню после рождения, именно в этот день крестили ребенка. В святцах встречались имена различные по происхождению: латинские, греческие, древнееврейские, персидские. Многие из этих имен обрусели и стали восприниматься русским народом как свои родные, славянские.

    Так Стефан стал Степаном, Теодор – Федором. Имя Иван (Иоанн) в полных святцах встречается 170 раз(!), т.е. почти через день, вот поэтому на Руси так много было Иванов! Правда, иногда священник шел на уступки и по просьбе родителей давал другое имя, которое на данный день в святцах не значилось.

    Славянские имена Вера, Надежда, Любовь в дореволюционное время давалось детям часто, несмотря на то, что Вера в святцах встречается в году только два раза, а Надежда и Любовь – только по одному разу.

    Наиболее часто встречаются в святцах имена: Петр, Павел, Александр, Андрей, Михаил, Мария, Анна и Елена. Зато Ольга, Татьяна, Алла, Людмила и Екатерина имеют только один именинный день.

    Были, правда, имена, несущие неприятную смысловую нагрузку, например, Ардалион – замаранный, Клавдия – хромоногая, Варвара – грубая, Васса – пустыня, Фока – тюлень, а некоторые звучали весьма неблагозвучно и даже комично: Псой, Дул, Проскудня, Павсикакий, Агафонус.

    Но, во всяком случае, ребенку давалось имя, которое имелось в святцах, никакого «вольнодумства» тут не допускалось.

    Что изменилось после революции?

    Женщина со своими детьми – мальчиком и девочкой

    В ином положении оказались родители после Великой октябрьской социалистической революции. Регистрацию новорожденных стали вести отделы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы), и родители теперь могли выбирать любое имя и даже могли изобрести новое.

    Очень много имен было образовано от революционных лозунгов, например Икки (Исполнительный Комитет Коммунистического Интернационала), Роблен (родился быть ленинцем), Ревдит (революционное дитя), популярны стали имена: Октябрина (Октябрьская революция), Владлен (ВЛАДимир ЛЕНин).

    Пользуясь свободой выбора, родители давали детям иногда очень странные и необычные имена. Географические названия – Алтай, Амур, Казбек, технические названия – Гипотенуза, Алгебрина, Трактор, Турбина и т.д.

    В это же время усиливается приток иностранных имен: Роберт, Эдуард, Эрик, Жанна, Жозефина. К середине  XIX в. на каждые двенадцать носимых чисто русских имен приходилось не менее тысячи «импортных» – чужестранного происхождения.

    Женщина вскармливает ребёнка грудью

    Детские имена после ВОВ

    «Модные» имена 20-30-х годов не выдержали испытание временем, и уже после Великой Отечественной войны детей стали называть обычными именами, хотя некоторые из них продолжали жить в именах отцов и дедов.

    В 50-60-е годы рождалось много Людмил, Татьян, Галин, Владимиров, Валериев, Викторов. В 70-е годы появились Оксаны, Марины, Ирины, Елены, Ольги, среди мальчиков – Денисы, Сергеи, Александры, Алексеи, Андреи. В 80-90-е годы вошли в моду Алины, Виктории, Арины, Карины, Никиты, Максимы, Артёмы.

    Заключение

    Мама с папой целуют малыша в головку

    Имя непосредственно связано с национальностью. Получая имя своего народа, ребёнок невольно начинает причислять себя к его истории и характеру.

    В настоящее время можно отметить, что постепенно утраченные традиции оживают. Сейчас многие, выбирая имя новорожденному, отдают предпочтение национальным традициям имянаречения. Что, несомненно, говорит о пробуждении интереса к истории своей страны, о проявлении уважения к своим корням и предкам.

    Имя – это часть человека, часть нашей истории.