Кто такие марийцы?
Происхождение марийского народа
Если верить историкам, предки современных марийцев пришли в края Среднего Поволжья 1500 лет назад
Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.
История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.
Марийские земли вошли в состав Российского государства только во второй половине XVI века
В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.
Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.
Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.
Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.
Традиционная марийская религия
Верховным из 40 божеств языческого пантеона марийцы провозглашают Ош Поро Кугу Юмо — Белого Большого Бога. Народ мари считает его богом-творцом и обращается к нему с главными молитвами
Помимо Ош Поро Кугу Юмо в традиционной марийской религии присутствуют боги огня, воды и леса — божества стихий.
Кроме них марийцы верят в злых духов, для каждого из которых существуют специальные ритуалы. Среди злых божеств выделяют Керемета и Вувера.
Традиционно у марийцев нет храмов в общепринятом понимании. Ритуалы, жертвоприношения и богослужения проходили в кусото — священных рощах.
К слову, с древних времён и по сегодняшний день в Марий Эл их сохранилось более 300. Предпочтение рощ храмам не случайно: марийцы верили, что во время молитв божества пребывают в деревьях.
Выбор священной рощи, а затем и молебен, проводит карт — жрец, которого марийский народ считает посредником между божествами и людьми.
Незаменимым атрибутом карта является бубен, по которому он ударяет в ритм ножом и топором, отгоняя злых духов от рощи. Традиционными просьбами к добрым богам были плодородие, здоровье и достаток.
Ни одно моление не происходит без даров богам: пресного хлеба, варёного гуся и коман-мелна — трехслойных блинов
После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не принято выбрасывать: их либо забирают домой, либо сжигают. А уже после сборища приводят священную рощу в исходный вид и тщательно убираются.
Для марийцев лес — неприкосновенный храм, где нельзя мусорить, собирать грибы и ломать ветки
Марийская культура
Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.
Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.
Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.
Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.
Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.
На праздниках эта цепочка может достигать километра
Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.
Традиционный марийский костюм
Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.
Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.
Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.
Заключение
Рядом с нами живёт загадочный и самобытный народ мари, который смог пронести свои традиции и культурные особенности через много сотен лет. А многие из древних традиций стали частью современной национальной марийской культуры.
фотографии Николая Ямакова