Зачем татары одевали новорожденного в рубаху отца?

    Зачем татары одевали новорожденного в рубаху отца? 1

    В составе делегации были доктор биологических наук, профессор кафедры экологии и природопользования Удмуртского государственного университета Виктор Туганаев, преподаватель татарского языка Удмуртского республиканского социально-педагогического колледжа Василя Хакимова, преподаватель удмуртского языка Удмуртского республиканского социально-педагогического колледжа Сватлана Танаева, председатель союза татарской молодежи «Иман» Гульфия Ахтямова, художественный руководитель и участники ансамбля татарской музыки, песни и танца «Асылъяр», методист Дома Дружбы народов.

    Деревня Варзино-Алексеево не большая. В настоящее время в ней 52 дома и 101 житель. Это исконно татарская деревня. В 18 веке она входила во владельческие земли бывшего переводчика и чиновника Коллегии иностранных дел, генерал-майора в отставке, крупного помещика Алексея Ивановича Тевкелева (до крещения — уфимский дворянин Кутлу Мухаммед Мурза). В 1760 году он основал здесь медеплавильный завод.

    Сейчас, как и в прежние времена, бОльшая часть жителей деревни – татары. Они живут согласно своим традициям и обычаям. О них-то они и рассказали участникам этнографической экспедиции. Например, свадебный обряд. Местные старожилы признаются. Они выходили замуж по-другому. Не как сейчас. Не было общего застолья с молодоженами. Жених и невеста сидели за специальной ширмой. Так они принимали гостей, разговаривали с ними и даже угощали.

    При рождении ребенка тоже был специальный обряд. Один из нюансов – новорожденного не пеленали. Ребенка сразу после рождения одевали в рубаху отца. Зачем? Чтобы отец любил своё дитя, не бросал его.

    Старожилы Варзино-Алексеево сохранили песни и танцы. Те, что пели и танцевали их предки. По словам художественного руководителя ансамбля «Асылъяр» Ларисы Гайнутдиновой – это замечательный материал. Шаг за шагом, движение за движением они знакомились с этими танцами. Отсняли много видео. На этой основе получатся отличные сценические номера.

    В эту деревню участников экспедиции пригласила студента 2 курса Удмуртского республиканского социально-педагогического колледжа Чулпан Рафикова. Девушка здесь родилась и выросла. Её преподаватели отмечают – всегда поражала их знанием языков. Чулпан свободно разговаривает на русском, удмуртском, татарском и английском. Где училась? В родной деревне. Как выяснилось, в Ваззино-Алексеево все дети – полиглоты. В деревне живут не только татары, есть русские семьи и удмуртские. Так получилось, что местные жители, включая детей, свободно владеют всеми тремя языками.

    Экспедиция стала возможна благодаря проекту «Возвращение к истокам». Это совместный проект Министерства национальной политики УР, Министерства по делам молодежи УР и Дома Дружбы народов.