- родовую или семейную святыню, хранящуюся в куале. Обычно это воршудная коробка, в которой содержалось несколько серебряных монет, беличья шкурка, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева, ритуальная посуда, кусок жертвенного хлеба, мука, крупа, ветка дерева. Словом, здесь была сосредоточена предметная информация об окружающем мире на всех его уровнях, это символическая модель мира;
- божество-покровитель рода или семьи, а так же представления, связанные с ним;
- изображение божества (например: гуся с серебряным клювом, быка с золотыми рогами, какого-то идола и т.д.);
- объединение родственников по материнской линии, имеющих одного покровителя.
Воршуды — главная тема предстоящего праздника Выль
В августе состоится национальный праздник нового урожая «Выль». Его гости узнают о воршудах — родовых объединениях удмуртов.
Фольклорист Елена Каракулова рассказывает об истории этого понятия:
Воршуд — сложное понятие, которое означало:
Каждый воршуд имел свое имя. Исследователями зафиксировано около 70 таких имен (Можга, Бигра, Пурга, Какся, Боня, Вортча и т.д.), ведущих свое происхождение от тотемических предков.
В честь покровителя-воршуда устраивались моления.
Постепенно Воршуд, утрачивая социально-хозяйственные функции.
Все удмурты знали, к какому Воршуду они относятся. Если в деревне жили представители нескольких воршудов, то столько же было и родовых святилищ — быдӟым куала или культовых сооружений в честь Воршуда, которые строили во дворе жреца, или в лесу около ручья неподалеку от деревни.
Напомним, что многообразие богов требовало соответствующего осмысления, интерпретации, выработки норм культового этикета — всеми этими вопросами ведали служители культа. Они также были посредниками между божествами и общей массой верующих.