Сотрудница ДДН рассказала национальные истории в писательском марафоне
Диана Касимова приняла участие в марафоне «Буду блогер» и посвятила близкой для нее татарской тематике несколько записей
“В период самоизоляции я увидела объявление блогера Надежды Шоркиной о писательских марафонах. Суть марафона в том, чтобы “прокачать” навык написания текстов по различным темам. Каждый день в 9 утра нам называли тему и формат и давали 24 часа на написание. Для этого нужно было вспомнить историю из жизни либо сочинить. Так получилось, что большая часть моих историй — семейные. Семья у нас большая и рассказать всегда есть о чем. За время марафона я вошла в десятку лучших участников как хранительница семейных историй и национальных традиций”, — говорит наша сотрудница.
Диана Касимова — представительница уникальной этнической группы — чепецких татар, которые компактно расселены на севере Удмуртии. Во время марафона большой отклик в социальных сетях получили ее записи о национальном блюде казы (конская колбаса), а также книге и сериале «Зулейха открывает глаза».
Казы — традиционная колбаса из конины у ряда тюркских народов, считающаяся деликатесом.
Допускаю, что сейчас половина друзей, узнавших, что я ем конину, отпишется от меня.
Братья-мусульмане, вся надежда на вас, вы же не отвернетесь?
Для приготовления казы берут натуральную конскую кишку и туго набивают её кусками мяса и жира, хорошенько просоленными. Кто-то добавляет различные специи. Готовую кишку, в виде полукольца или палки, завязывают с двух сторон и вывешивают на открытый воздух для проветривания и просушки.
Полученная вяленая колбаса нежная и очень вкусная. Тонко нарезанные кусочки будоражат аппетит. Капельки жира, словно янтарь просвечивают на солнце….
Мой папа, где бы его не угощали казы, всегда приносил нам кусочек, завернув его в носовой платок. Так делает теперь и моя мама. Хорошо, что татарская половина моей дочери ещё не расчувствовала этот божественный вкус и можно всё съедать в одиночку.
По словам Дианы Касимовой, история была написана по заданию “описать предмет или продукт так образно, чтобы захотелось попробовать — разбудить воображение и аппетит”. К слову, свою историю о казы в комментариях рассказал и имам Кестымской мечети Балезинского района Ильмир Касимов.
Экранизация нашумевшего романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» мало кого оставила равнодушной. Кто-то восхищался игрой актеров, кто-то возмущался искажением исторических фактов, кто-то искренне переживал за главную героиню.
Книга зацепила меня за живое.
Своей татаростью, художественным словом, переданными эмоциями.
Не скажу, что ждала выхода фильма с нетерпением. Сразу была разочарована выбором главной героини. Потому что первая ассоциация с актрисой татарской национальности – Чулпан Хаматова. Так же как если актёр, то Марат Башаров.
Здесь же хотелось увидеть новое, неизвестное лицо. Чтобы фильм, как и книга, стали настоящим открытием. Поэтому фильм я не досмотрела. Видела в нём не Зулейху, а Чулпан.
Как говорит наша сотрудница, у нее не было цели включать в свои тексты национальный компонент:
“Я сама татарка, живу среди татар, потому нет-нет и проявлялось мое национальное — этим меня и запомнили. В Глазовском музее оценили мой “патриотизм” к своему народу и попросили заполнить анкету для научного исследования о самоопределении татар севера Удмуртии, в газете Янарыш написали статью о моей истории про Сабантуй, татары из других регионов писали мне в соцсетях. Вот такой опыт самореализации получился. Если в новом марафоне будет какая-то тема, в которой я смогу что-то написать про татар, то обязательно это сделаю. Таким образом я просвещаю людей — потому что география моих читателей обширная — не только из Удмуртии”.
Фото с личной страницы Дианы Касимовой.