Семь самых громких национальных тем уходящего года
Год начался с очередного спора о ношении хиджабов в школе. На этот раз причиной конфликта стали учительницы в традиционных мусульманских платках в татарском селе республики Мордовия.
За педагогов вступились мусульмане из Татарстана и Чечни. Однако суд, как и в 2015 году, отклонил иски учительниц, оспаривающие запрет на ношение платков в школе.
Подробности смотрите в сюжете «Хиджабы в школе»
Теракт в петербургском метро произошел в апреле 2017 года. От взрыва пострадали 103 человека, 16 из них погибли, в том числе предполагаемый исполнитель теракта. Следственный комитет России обвинил в совершении преступления 22-летнего Акбаржона Джалилова – узбека из киргизского города Ош, гражданина России с 2011 года.
Организаторами считают уроженцев Киргизии Акрама и Аброра Азимовых. Несмотря на это, эксперты не обнаружили роста мигрантофобских настроений в обществе. Наоборот, после теракта жители города проявили невиданную гражданскую солидарность.
Распределение президентских грантов по новой схеме интересовало в этом году все НКО, в том числе и те, что занимаются сохранением традиций, межнациональными и этнокультурными проектами.
Теперь средства распределяет только одна организация — Фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества. Всего в этом году состоялось два конкурса, причем во втором победило рекордное количество межэтнических проектов — около 150. Объем президентских грантов в 2017 году увеличили с 4,5 млрд рублей до 7 млрд рублей в год. В следующем году сумма будет значительно меньше.
В 2017 году возможность получить гектар земли на Дальнем Востоке появилась у всех граждан России. Программа «Дальневосточный гектар» еще на стадии проработки закона вызвала недовольство представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Они опасаются, что их территории традиционного природопользования будут раздавать в качестве бесплатной земли всем желающим. Несколько подобных случаев уже были зафиксированы в 2016 году.
Сами коренные не отстают от сограждан и тоже активно берут в пользование землю. Так, на Камчатке планируют открыть на «дальневосточных гектарах» ительменскую этнодеревню, а в Хабаровском крае — эколого-этнический парк коренных малочисленных народов Дальнего Востока «Нанай Боани».
Аресты русских националистов и отъезды их сторонников за границу, начавшиеся ещё в прошлые годы, продолжились и в этом. В июле вступил в силу приговор националисту Дмитрию Демушкину — он получил 2,5 года колонии общего режима за экстремизм.
Заочно приговорили и объявили в розыск петербургского националиста Дмитрия Боброва, отправили на пересмотр дело освобожденного ранее Даниила Константинова. Россию покинули Вячеслав Мальцев и Юрий Горский, на их сторонников заведены уголовные дела.
Показательная ежегодная акция националистов «Русский марш» в Москве, где обычно собирается наибольшее количество участников, прошла одновременно в двух местах. По данным МВД, в общей сложности в шествиях приняли участие около 400 человек.
Массовые отставки губернаторов тоже продолжаются не первый год, однако в 2017-ом они затронули этнические регионы. Сменились главы республик Бурятия, Дагестан, Самарской, Ивановской, Орловской, Новосибирской, Нижегородской, Омской и Псковской областей, Ненецкого автономного округа, Красноярского и Приморского краев.
У многих из этих регионов есть свои национальные особенности и «болевые точки», с которыми придется столкнуться новым главам.
В 2017 году решился вопрос о том, каким должно быть изучение национальных языков в школах республик: добровольным или принудительным.
«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, также недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», — заявил президент России и поручил провести прокурорскую проверку во всех школах.
В итоге нарушения обнаружили во всех национальных республиках. После этого Минобразования РФ более жестко отрегулировало образовательные стандарты и установило объемы добровольного изучения родного и государственного национальных языков.
Отмена принудительного изучения языков вызвала недовольство национальных активистов в некоторых республиках.
Подробности смотрите в сюжете «Национальные языки в школах»
По материалам сайта Национальный акцент