Рождественские посиделки
Марийская молодежь (МОО «Ужара») в зал вошла веселой толпой ряженых. Под марийские напевы они обошли подворья и вовлекли всех в задорный танец «веревочка».
А затем присутствующие узнали, что Святки у марийцев и по сей день остаются более значимым событием, чем светский Новый год. Шорыкйол, так называются марийские Святки, отмечается в период солнцестояния.
В прошлом этот день связывался с переменами в жизни и благополучием семьи. Утром вся семья шла в поле и собирала снег в кучи, которые по поверьям напоминали скирды хлеба и стога.
Все старались делать их большими и всегда в нечетном количестве. Ржаные колосья втыкали в стожки. В садах трясли плодовые деревья, чтобы в наступающем году собрать богатейший урожай.
О святочных духах – вожо, олицетворяющих потусторонние силы и о продуманной системе запретов-оберегов, рассказали члены МОО «Шунды».
В сумерки и ночью наши предки старались не ходить поодиночке, особенно боялись проходить через мост, около заброшенных домов, бань, так как считалось, что вожо обитают именно там.
Если случалось, что человеку необходимо пройти у вышеназванных мест, то он должен был произнести: «Остэ, Инмаре!».
Члены МОО «Спас» рассказали о том, что особой традицией Святок на Руси являлось колядования, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения — тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.
Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности. Вот и сарапульская молодежь колядовала с «козой-дерезой», с шутками да прибаутками.
А вот девицы-молодицы гадали, валенок за ворота кидали (с какой стороны суженого ждать), поленья выбирали – смотрели, каков жених будет – гладкий, али рябой.
Рождественские посиделки, по мнению организаторов, способствуют не только знакомству молодёжи с традициями и обычаями разных народов, живущих по соседству, но и укреплению взаимопонимания и дружбы, уважения к богатому национальному наследию марийцев, удмуртов, русских.
Наставниками и помощниками в организации подобных межнациональных мероприятий всегда выступают представители старшего поколения.
Особой благодарности, по мнению молодых, заслуживают: ведущий методист ДДН УР Омелюхина Ирина Владимировна, Председатель Центра русской культуры Сарычева Татьяна Борисовна, Председатель Сарапульского отделения «Удмурт Кенеш» Трофимова Раиса Фадеевна, Председатель «Сарапул Мари» Трофимова Людмила Владимировна и Николаев Геннадий Алексеевич.