Марийские удмурты поделились традициями встречи Нового года
В древности удмурты, как и многие народы, отмечали Новый год весной. Время празднования выпадало примерно на дни, когда православные отмечают Пасху.
Впрочем, важными в жизни каждой удмуртской деревни были и зимние праздники. Стартовали они в день зимнего солнцестояния, проводились праздничные народные гулянья, причем в развлечениях участвовали жители всей деревни. Праздник растягивали на несколько дней, чтобы жители одной стороны деревни ходили в гости в другую, через дорогу. И так по очереди.
Обязательной традицией удмуртского народа являются новогодние ряжения, которые по своей сути схожи с русскими колядками. В Новый год и на Рождество люди надевали вывернутые наизнанку тулупы, маски, мазали лица сажей и ходили по домам. Ряженые пускались в пляс, но при этом… не произносили ни звука — просто издавали громкий шум, используя различные предметы. И задача хозяев дома заключалась в том, чтобы опознать, кто же скрыт под маской ряженого.
Таким образом ряженые распугивали банных духов, изгоняли болезни, приносили удачу в делах и способствовали большому урожаю, поэтому их приветливо встречали в каждом доме. Всякому ряженому, кто входил в дом, подносили угощенье. Во многих деревнях это была выпечка: хлеб, перепечи или просто горсть муки. Такими подарками ряженые затем делились со скотом, чтобы он был крепким и здоровым.
Древние считали, что период перехода к новому году… опасен. В удмуртской традиции есть божество такого перехода — Вожо. В ходе обрядов запрещалось издавать громкие звуки железной утварью. Персонажи ряженых представляли собой мир предков, потусторонний мир. Именно потому они и не говорили ни слова или издавали странные звуки.
Традиционные блюда удмуртов живут из века в век. На праздничном столе у них сегодня, как и триста лет назад, стоят пироги со всевозможными начинками: это каша, мясо, рыба, картофель и даже… малина. С давних пор очень любимы пироги с калиной.
Самое уважаемое для удмуртов мясо — говядина, баранина. Свинина также бывает на столе, но не так часто. Удмурты, в том числе и марийские, издревле разводили в своих хозяйствах домашнюю птицу: куры, утки, гуси, но предпочтение отдавали мясу уток.
Удмуртский стол на празднике нельзя представить без пельменей. «Пельнянь» — так они называют свои пельмени. В переводе с удмуртского слово значит «хлебное ухо». Готовят пельмени по-удмуртски не только с мясом, но и с рыбой, овощами, грибами, творогом, ягодами и даже с травами — рецептов у такого блюда тьма.
Перепечи — также обычный гость на удмуртском праздничном столе. Это корзиночка из теста, края которой приподняты и защипнуты, в которую кладут начинку — это может быть все что угодно. В перепечах может быть мясо, картофель, грибы, капуста, редька, каша, различные лесные травы, перемешанные с омлетом и луком.
Блины удмурты готовят в печи, делая их из пресного теста, которое называется мильым. А вот оладьи на дрожжах, кислом молоке или кефире зовутся табань.
Древние удмурты считали, что на прикамских просторах жили великаны — алангасары. Но когда здесь появились люди, великаны ушли далеко на север, в полуночный край Уйпал. И лишь один великан не покинул родные места. Со временем этот алангасар набрался знаний, постиг язык зверей и птиц, узнал пользу растений и принял облик мудрого старца. Но к людям не выходил, боялся напугать. Однажды, когда он тайком следил за игрой детей, они заметили его, но… не испугались. Вместе они стали играть в снежки и кататься с гор. Детвора увлеченно слушала волшебные рассказы великана. Нового друга малыши назвали Тол Бабай, что значит «зимний дед».