Как сохранить аутентичную культуру кировских удмуртов?

    Как сохранить аутентичную культуру кировских удмуртов? 1
    В рамках деловой встречи состоялся круглый стол «Новые возможности сотрудничества в сфере государственной национальной политики» при организационной поддержке Министерства национальной политики Удмуртской Республики и Министерства внутренней и информационной политики Кировской области.

    В ходе визита члены делегации побывали в д. Светозарево Слободского района – месте компактного проживания удмуртов. Гостей радушно принимали в центре удмуртской культуры.


    Светозаревцы встречают гостей из Удмуртии

    О том, как обсуждались вопросы изучения удмуртского языка, о необходимости поддерживать и пропагандировать традиционную культуру удмуртского народа, оказывать методическую помощь в подготовке и проведении традиционного праздника кировских удмуртов – «Выль Ӝук» рассказал заведующий отделом международного и финно-угорского сотрудничества республиканского Дома Дружбы народов Андрей Прокопьев:

    — В рамках большой экономической миссии подписания соглашений между Кировской областью и Удмуртской Республики состоялись важные и давно запланированные встречи с удмуртской диаспорой. Прошла презентация деятельности Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш», инициатив Кировской области по поддержке национальных диаспор, проживающих компактно на территории Кировской области и серия мастер-классов по традиционной хореографии и проведению национальных праздников.

    Я работал с организаторами удмуртского областного праздника «Выль ӝук» в деревне Светозарево Слободского района Кировской области. Мастер-классы по хореографии предполагали знакомство с основами народного танца, с характерными этническими элементами композиции танца, движений. Для удмуртов, живущих за пределами Удмуртии, к сожалению, это недоступный пласт, потому что в методическом плане они не всегда могут получать своевременную помощь, не всегда имеют доступ к специальной литературе, не могут посещать учебные мероприятия или мастер-классы. Такие встречи, как эта, для организаторов национальных праздников крайне необходимы.


    Мастер-класс по хореографии от Андрея Прокопьева

    — Ежегодно, во вторую субботу августа, в деревне Светозарево Слободского района проходит красивый национальный удмуртский праздник в честь первого урожая «Выль ӝук». В переводе с удмуртского языка «Выль ӝук» означает «каша первого урожая». Кого приглашают в гости жители деревни?

    — Праздник «Выль ӝук» проводится в Кирове в масштабах всей области. Местные удмурты, как хозяева праздника, радушно принимают гостей из других районов с компактным проживанием удмуртов. Нужно отметить, в Кировской области много районов, где сосредоточено удмуртское население. Это и Слободской, Кильмезский, Богородский, Зуевский, Фоленский, Малмыжский, Вятско-полянский, Омутнинский, Афанасьевский районы. Когда-то здесь были расположены древние родовые поселения удмуртов. Многие удмуртские деревни, расположенные на территории Удмуртии, имеют свои родовые гнезда как раз там, на территории Кировской области. Для нас это своеобразная этническая прародина. Многие удмуртские рода вышли из тех земель. Поэтому очень важно не утрачивать эти связи, стараться поддерживать удмуртов в соседнем регионе.

    Выль ӝук — это большой межнациональный праздник. Здесь выступают и татарские, и русские, и коми-пермяцкие, и марийские диаспоры. Его можно назвать своеобразным смотром достижений, возможностью удмуртским творческим коллективам показать особенности фольклора тех мест, где проживают удмурты в Кировской области. Впрочем, это ещё и шанс для местных удмуртов встретится с родственниками, в том числе из Удмуртской Республики. Каждый год большой культурный десант отправляется из Удмуртии в Светозарево, и эту долгожданную встречу светозаревцы ждут.


    Выль ӝук — это большой межнациональный праздник

    — Удмурты, проживающие на территории других регионов России, обладают уникальной культурой, необычным диалектом, что имеет свое отражение, как в быту, так и в деятельности коллективов. Но с каждым годом число носителей языка и культуры сокращается…

    — На территории Кировской области нет школ с преподаванием удмуртского языка, это не предусмотрено в программе обучения. В отдельных деревнях, где проживают удмурты, есть факультативы или кружки с преподаванием языка. В Светозарево как раз функционирует факультатив. Местные учителя, особенно языковеды, и те педагоги, которые занимаются краеведческой работой, самоотверженно ведут эту важную работу. К сожалению, в деревнях слободских удмуртов дети школьного возраста не пользуются активно языком, в лучшем случае, понимают разговорную речь, но сами не используют ее в быту. Только среднее и старшее поколение языком владеет свободно, в быту на сегодняшний день он используется очень активно. Основа – это северное наречие удмуртского языка, но говорят в Святозарево на специфическом говоре, который, может быть, даже не все северные удмурты поймут. Здесь для человека интересующегося очень много любопытных фактов. Они по старинке, например, называют числительное так же, как коми. Я общался с работниками школы, спрашиваю:

    — А сколько учеников в школе?

    — Вам по-удмуртски ответить?

    — Да, конечно, — говорю.

    — Ньыль дас но ныль, — ошарашивают они меня.

    То есть числительные образованы по принципу народа коми: не ньыльдон ньыль, как у обычных удмуртов, а ньыль дас но ньыль (сорок четыре). Ну и много других слов, которые из современного удмуртского языка ушли. Например, используются древний финно-угорский глагол пулыны – у слободских удмуртов он значит – бояться (удмуртская версия – кышканы). Есть параллель этому глаголу во многих финно-угорских языках и в финском и венгерском, в том числе. Доить корову на языке нижнечепецких удмуртов – скал писькалтыны (скал кыскыны), выключить свет – тылэз пельтыны. Пельтыны – это задуть, то есть при образовании глагола сохранен его древний смысл. Любопытнейший факт: жених или невеста, звучит на их языке очень красиво и поэтично – ӟеч улон – в переводе – хорошая жизнь. Очень любопытно, интересно, познавательно общаться с людьми, которые говорят на другом диалекте.

    Эта уникальнейшая культура жива, но, к сожалению, мы понимаем, что, наверно, сегодня общаемся с последним или предпоследним поколением носителей этой культуры.

    В экономическом плане, жизнь в тех краях достаточно суровая. Уже давно не функционирует сельскохозяйственное предприятие, а когда-то здесь был хороший колхоз. Работы в деревне нет. Значит, молодежь, окончив школу, в деревне не остается. Это видно и по участникам коллективов, местного хора, танцевального ансамбля – в основном среднее и старшее поколение. Молодых людей в Светозарево не увидишь. Уезжают в Слободской, в Киров, в Удмуртию, в другие регионы. И к себе на родину не торопятся возвращаться. Парадокс в том, что местная школа демонстрирует очень хорошие образовательные показатели. Выпускники школы имеют высокий уровень по результатам ЕГЭ, поэтому они в качестве абитуриентов имеют хорошие шансы поступления в региональные и всероссийские вузы. К сожалению, для деревни это означает, что они будут потеряны… И это большая беда, которую не решить в одночасье.


    «Только сумев привлечь молодежь, можно сохранить

    аутентичную культуру кировских удмуртов
    »

    — Но для того, чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки, нужны комплексные меры?

    — Прежде всего, надо предпринять усилия самых разных уровней и государственных, и общественных организаций для сохранения и воспроизведения в последующем поколении уникальной культуры местных удмуртов. Необходимо, чтобы молодежь имела возможность оставаться здесь, иметь рабочие места, организовывать фермерские хозяйства и продолжать жить на земле.

    В Светозарево есть ансамбль танца «Лыз кутюк» («Василёк»), Светозаревский сельский хор. Было бы очень хорошо при ансамблях создать детскую студию, это бы продвинуло дело в плане привития детскому поколению любви к удмуртским традициям, языку и культуре. Об этом мы говорили в ходе работы круглого стола, в котором активно принимали участие и обсуждали решение проблем министр национальной политики УР Лариса Николаевна Буранова и председатель Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш» Татьяна Витальевна Ишматова.

    Например, в Удмуртии мы проводим курсы по изучению удмуртского языка, с каждым годом они становится всё популярнее и большее количество учеников изъявляют желание выучить язык. Почему бы не проводить эти же курсы для диаспор, например, для удмуртов Слободского района Кировской области, Бавлинского района Республики Татарстан? Было бы очень хорошо направить молодежный десант. Активисты удмуртской молодежной организации «Шунды» на протяжении нескольких месяцев выезжали в регионы России с компактным проживанием удмуртов – это Кукморский и Бавлинский район Татарстана, Республика Марий Эл. Мы разговаривали с организаторами, и они только за то, чтобы выехать в Слободской район. А слободские удмурты всегда готовы принять гостей.