Государствообразующий народ и Бог в Конституции: мнение лидеров НКО Удмуртии. Часть 1
На минувшей неделе поправки в основной закон страны были одобрены Государственной Думой, Советом Федерации и большинством парламентов в регионах России, а затем подписаны и Президентом.
Среди изменений, за которые гражданам предстоит проголосовать в апреле — формулировки, вызвавшие споры в этноконфессиональном сообществе. Это фраза о “языке государствообразующего народа” и впервые появившееся в Конституции упоминание Бога.
Своим мнением по каждому из пунктов мы попросили поделиться руководителей национально-культурных объединений Удмуртии. Познакомив общественников с новой редакцией статей Конституции, мы спросили у них:
— не ущемляет ли другие этносы признание русского народа государствообразующим;
— стоило ли упоминать в Конституции Бога или ограничиться формулировкой, не связанной с религией.
Светлана Щапова, заместитель председателя Общества русской культуры Удмуртии:
“Считаем, что строка о народе — верная. Долгие годы складывалась тенденция, когда о русском народе говорили в последнюю очередь. Так происходило, потому что русский народ — многочисленный, и складывалось мнение, что никаких угроз, ни в языковой, ни в культурной сфере у нас нет. Определение “русский” по смыслу многие стали подменять понятием “россиянин”. Но у нас осталось право и желание выражать свою идентичность и поддерживать свои традиции. В своих докладах, газетных статьях и выступлениях мы всегда подчёркиваем, что русские — государствообразующая нация.
Упоминание Бога вносится не случайно. Сейчас страна находится на таком историческом этапе, когда люди возвращаются к религии и у них есть потребность в том, чтобы это было закреплено в главном документе. Дело еще и в том, что очень многие не теряли веры даже в советские годы, а самосознание народа неразрывно связано с религиозными ценностями. Поэтому появление такой статьи в Конституции имеет место быть”.
Ильсур Миннемуллин, председатель Татарского общественного центра Удмуртии:
“Вопросы очень деликатные и однозначного ответа на них дать не получится. Касаемо одной из
поправок, если придерживаться точки зрения, что Бог един — то поправка справедливая, если связывать эту формулировку с Православием, то нет. Не только во всей стране, но и в Удмуртии проживают представители множества конфессий, взгляды которых должны быть учтены, поскольку Конституция — главный для нас всех документ”.
Марк Гольдин, председатель Общинного центра еврейской культуры Удмуртской Республики:
“Выражаю своё личное мнение, так как я не имею полномочий говорить от имени всей организации: мы не проводили собрание и не принимали по обсуждаемым вопросам решение.
Считаю правильной поправку о государственном языке как о языке государствообразуещего русского народа и при этом обеспечении сохранения этнокультурного и языкового разнообразия в стране. В своё время в Советском Союзе о русском народе власть вспоминала тоже редко, а еврейский народ для неё вообще не существовал, (правда, в СМИ постоянно вспоминали сионистских агрессоров). Вместо «русский народ» чаще звучало новое национальное понятие — советский народ. Но у каждого человека есть свои национальные корни, а у каждого народа есть своя история, и своя культура, свои герои, свои достижения, которыми человек может гордиться и, которые всех нас объединяют в российский народ.
Участники объединённого заседания Межрелигиозного совета России, представляющие христианские, исламские, иудейские и буддийские общины России приняли коммюнике, поддерживающее предложение упоминания Бога в Конституции. Если эта норма будет соседствовать с формулировками из первой главы Конституции, что Россия — светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, меня упоминание Бога в Конституции мало волнует”.