Большой марийский праздник в маленькой деревне Охотничий

    Большой марийский праздник в маленькой деревне охотничий 1

    А на поляне нас уже ждали жители деревни Охотничий и представители администрации Алнашского района. Девушкам предложили ночёвку в нежилом доме, расположенном почти у самого поля празднования Семыка. Нас же отправили в соседний дом, где живёт семья Першаковых. Мы спросили Светлану Аркадьевну, хозяйку дома и старосту деревни, будет ли удобно девушкам, ведь дом нежилой, на что она спокойно ответила:
    – В этом доме жили мои родители, сейчас он пустует, но мебель, посуда там есть. Не отель, но переночевать можно, – обнадежила она нас. – Вы ведь, верно, не в домах сидеть приехали?

    Деревня

    От села Алнаши – административного центра Алнашского района до деревни Охотничий всего 15 километров. Но разница чувствуется: циник назвал бы это место глушью, для нас, романтиков с большой дороги, Охотничий открылся как небольшая уютная деревенька, затерявшаяся посреди еловых лесов и просторных полей.


    д. Охотничий – одна улица

    Деревня – одна улица, где из 12 домов – 10 жилые. И не возникает чувство заброшенности: дома ухожены, видно, что везде приложена рука хозяина. В центре деревни, а это место выглядит именно как центр, хотя там нет ни магазинов, ни клуба, ни школы, сооружены большие качели, напротив них – памятник воинам, павшим во время Великой Отечественной войны, чуть дальше – функционирующий колодец, а рядом – телефонная будка, тоже работающая. 

    Колодец в центре деревни

    В каждой деревне есть своя фишка. Например, в одной деревне много палисадников с морем цветов, где- перед домами – сирень или вишня, кто-то ярко разукрашивает ворота, заборы, – и делается это всей деревней. Например, в моей родной деревне в Можгинском районе в одно время все семьи ставили качели перед воротами. Так вот, в Охотничьем такая фишка тоже есть – это скамейки. Синие, зеленые, оранжевые, с нарисованными цветами – они придают особый уют улице. А чувство, что жизнь в деревне кипит, создается еще и от звуков стройки – в конце улицы внуки жителей Охотничьего строят три кирпичных дома. 

    Люди

    В семье Светланы Аркадьевны, приютившей нас на ночь, 5 человек: она, муж, две дочери и сын. Старшие дочь и сын учатся в Кировской области. Младшая каждый день ездит на школьном автобусе в соседнюю деревню, где расположена средняя школа. Мама полушутя, полусерьёзно говорит:
    – Совсем так дети разленятся! Я ходила в школу пешком 5 километров, хорошо училась. С детства знаю три языка: марийский, удмуртский и русский. 


    Светлана Аркадьевна Першакова — староста

    д. Охотничий

    И правда, Светлана Аркадьевна разговаривала со мной на удмуртском, а с гостями-марийцами – на марийском. В надежде, что все деревенские жители билингвы, заговариваю с одной женщиной:
    — Кызьы тӥляд нимды? (Как Вас зовут? – рус.)
    — Что-то не поняла, я ведь не удмуртка, а марийка – улыбается женщина. 
    Переспрашиваю на русском.
    — Баба Лиза я, — представляется она. 
    — Пойдете сегодня на этнодискотеку?
    — Конечно!
    Вечер в стиле этно

    Баба Лиза обещание сдержала, на дискотеку пришла. Более того, танцевала лучше молодых, почти без отдыха!


    Баба Лиза любит танцы!

    На мастер-класс по марийским танцам и этно-дискотеку приехала молодежь и люди «старше тридцати» из всех соседних деревень: тут были и варлинцы, и дроздовцы, и удмурт-гондыревцы. Роль ведущего взяла на себя певица Татьяна Денисова, приглашенная на праздник звезда марийской эстрады, заслуженная артистка Республики Марий Эл. Задорные, лиричные, любимые марийские песни (подпевали все!) сменялись общением с гостями: певица подходила к каждому, шутила, спрашивала, как настроение. Под аккомпанемент гармошки марийские народные песни исполнил Сергей Пакеев – ещё один гость из Йошкар-Олы. Третьим ведущим вечера был директор Варлинского дома марийской культуры Анатолий Семенов. В национальном марийском костюме – белом с красными узорам – он, словно «жрец танца», управлял собравшимися: показывал движения и все за ним завороженные повторяли.


    «Жрец танца» – Анатолий Семенов

    Сначала мы притоптывали и приплясывали вместе со всем гостями, а они на удивление оказались опытными танцорами, как могли. Потом Вика Папаева, организатор праздника от Дома Дружбы народов, показала нам «женские движения»: они отличаются от мужского притопа изящными, плавными движениями рук. «Нужно плыть как лебеди, покачиваясь и помогая руками», – подсказали нам танцующие, и вот, мы уже более подкрепленные знаниями и практикой марийского традиционного танца, «плыли» в нескончаемом потоке, дружно притоптывая ногами, в танце похожем на «косичку». Начавшись в 9 часов вечера, дискотека завершились далеко за полночь. Когда уходили с поля, еще по всей округе доносились ставшие нам родными мелодии и песни на марийском языке.

    4 июня

    Музыка будто не переставала играть – мы проснулись под те же, ставшие нам родными, марийские песни. С самого раннего утра они зазывали гостей на праздничное поле. В доме Першаковых радостная суета началась часов с пяти утра.

     – Где пояс? Почему фартук не погладила? Нарежьте выпечку, скоро делегации приедут! – кружилась по всему дому Светлана Аркадьевна, каждому раздавая приказания.

    – Люба, иди в баню, – не успела я проснуться, как мне вручили полотенце и отправили. В баню. И тут я вспомнила, что во время празднования Семыка, а раньше его отмечали целую неделю, марийцы в один из дней ходят в баню – это особый ритуал очищения.

    К сожалению, не все ритуалы дошли до наших дней, но один остался обязательным – молитва верховному марийскому богу Поро Ош Кугу Юмо (Добрый белый Большой Бог – дословн.) и освящение каши. В этом году ритуал провели в деревне Варали на Семиколенной горе. Ее название пошло от ее необычной формы – гора напоминает загзаг из семи точек, поэтому, когда поднимаешься, припадаешь коленями в каждой точке. А на вершине горы, рассказывают легенды, около 1500 лет назад в городище под названием Ильман жили древние марийцы.


    Верховный жрец-карт Л.В. Шабалин

    Заслушавшись историями Леонида Васильевича Шабалина, верховного жреца-карта, который ежегодно ездит на Семык из Татарстана, мы и не заметили, как подошло время отправляться на праздник! Минуя площадки, с сувенирами от центров декоративно-прикладного искусства, мы отправились к березовой арке, где с самого утра фольклорный коллектив Варлинского дома марийской культуры «Варали-сем» в национальных костюмах встречали делегации из районов Удмуртии, г. Ижевска и соседних Республик Татарстан и Марий Эл, Кировской области. 


    Встреча гостей


    Делегация мари-сарамаковцев

    Вот подъехали жители деревни Мари-Сарамак Кизнерского района. Спели песню, угостились домашней выпечкой, прошли под аркой, прозвенев в колокольчик – так они возвестили о своем прибытии. Дальше – шествие по улице Охотничьего. На Семыке существует особая традиция – пройтись всей делегацией по деревне. А вот и делегация высоких гостей впереди которой Глава Удмуртской Республики Александр Соловьев.

    Все гости в сборе – пора начинать праздник! На главной сцене развернулось театрализованное представление – гостям показали охоту на медведя.


    Театрализованное представление

    Эстафету выступлений подхватили творческие коллективы районов и соседних регионов. Мужчины и юноши устремились на площадку «Марий патыр», состязаться в ловкости и силе, остальная молодежь веселилась на другой площадке. Дети резвились на батутах. Гости угощались ароматной кашей, приготовленной в котлах на костре. На несколько мгновений мне показалось, что на дворе не ХХI век, а, например, ХV или ХVII век: вот так же веселились далёкие предки марийцев, радуясь солнечному дню, синему небу, добрым гостям. И так же верили, что осенью обязательно будет хороший урожай, в лесах не переведётся дичь, а Бог будет милостив к миролюбивому лесному народу мари.