Фестиваль «Палэзян» собрал 17 коллективов из 10 регионов!

Третий день Международного финно-угорского фестиваля молодежной этнокультуры «Палэзян» начался с семинара по проблемам удмуртов, проживающих за пределами Удмуртии. Представители национально-культурных автономий, национальных центров из Татарстана, Башкортостана, Пермского края, Свердловской и Кировской областей поделились опытом по сохранению языка и традиций удмуртского народа. 

Затем в музее Института искусств и дизайна УдГУ состоялся Круглый стол на тему: «Удмуртский народный костюм сегодня». Собравшиеся реставраторы, преподаватели, сотрудники музеев, модельеры и дизайнеры говорили об удмуртском костюме как новом бренде региона. Целая палитра мнений была высказана по поводу соответствия современного народного костюма аутентичным образцам.

«Нельзя отходить от народных традиций, – говорила реставратор национального костюма Татьяна Москвина. – Там каждая складочка, каждая оборка придумана не просто так. К примеру, высокий воротник рубахи защищал от болезней горла, полоска плотной ткани на платье берегла женскую грудь. Зачем отказываться от столетнего опыта народа?».



«Я – удмуртка, – включилась в разговор Татьяна Владыкина. – Но живу в современном мире. И поэтому ношу современную, удобную одежду, украшенную старинным национальным узором. Посмотрите на мои обшлага – этот узор ещё моя бабушка вышивала!».

Участники дискуссии сошлись во мнении, что спрос на удмуртскую одежду в последнее время высок, но хороших мастеров, изготавливающих национальные костюмы – единицы, да и найти такие раритетные вещи в продаже – сложно. Поэтому республике просто необходим отдельный ресурс, который бы стал творческой мастерской для всех заинтересованных людей.

Участники Круглого стола увидели коллекции авторских и аутентичных удмуртских костюмов. Ижевская «Лаборатория проектирования костюма» под руководством Надежды Завражных представила офисные костюмы с элементами народного узора на рукавах. Прозрачный батик, украшенный национальной росписью, эффектно украсил строгие серые костюмы. А выступление ансамбля «Чипчирган» стало хорошим музыкальным финалом дискуссии.

Вечером зритель стал подтягиваться на Гала-концерт. На площадке перед входом в ДК «Аксион» развернулось представление уличного театра берестяных масок из Перми. Шаман бил в бубен, девушки в серых платьях с капюшонами танцевали, словно летящие чайки, музыканты в шкурах выдували громовые звуки из большого старинного рога. Атмосфера древней легенды захватывала.

В фойе работала выставка изделий декоративно-прикладного творчества. Мастера наигрывали на глиняных свистульках практически всё: от «Битлз» до Бетховена.

И вот на сцену вышли участники «Палэзяна» из Екатеринбурга и Венгрии, Эстонии и Перми, Санкт-Петербурга и Ижевска. Они исполнили гимн фестиваля – песню «Revontulet» («Вместе едем зажигать»). Затем каждый коллектив выносил на сцену большую ягоду рябины и вешал её в общую гроздь.

Зрителей захватило настоящее финно-угорское шоу: крутились, словно на старинной шкатулке, пары из эстонского ансамбля «Koidupuna», отплясывали так, что пыль – из-под сапог, бравые мадьяры Хенрик Ковач и Гергей Агоч, чисто и звонко пели девушки из мордовского ансамбля «Мерема», раскачивала в танце зал марийская группа «Волгыдо». А ансамбли «Сорока» и «Чипчирган» устроили на сцене настоящую народную свадьбу: провели молодожёнов через все испытания, забросав их монетками и связав их руки вышитым рушником.

 

И, конечно, зрители не хотели отпускать со сцены Государственный театр фольклорной песни и танца «Айкай», который показал самые разные удмуртские костюмы: наряды закамских удмуртов, бавлинских, костюмы балтасинской свадебной пары, бесермян.

Финал гала-концерта был неожиданным. Этнопевица Надежда Уткина, запев «Яратонэ», выводила на сцену коллективы из разных городов, и они включались в общий хор песни. Это была чистая импровизация, но мордовский барабан и венгерская дудка пришлись здесь как нельзя кстати. Зрители долго не хотели отпускать большую финно-угорскую семью, стоящую на сцене! 

Закончился третий день Фестиваля уже под утро в развлекательном комплексе «Пепелац», где проходила этно-вечеринка с участием гостей и хозяев праздника.

18 октября гости фестиваля проведут мастер-классы народной музыки и танца в городах и районах республики.

Фестиваль «Палэзян» завершается, но  как обещали организаторы – Министерство национальной политики и Дом Дружбы народов Удмуртской Республики – ещё вернётся к нам в следующем году.


Дом Дружбы народов
Добавить комментарий