…И по-марийски говорю я: «Тау!»

Наверное, такое бывает нечасто. Вопреки всяким прогнозам светило солнце. Сосны источали живительный аромат. Тихая напевная музыка завораживала. Поляна в три тысячи человек цвела монистами, народной вышивкой и яркими платками. Люди, от 3-х до 93-х лет, улыбались, пели и танцевали. Звали к себе в гости и не хотели расходиться. Первый в череде июньских республиканских праздников – марийский «Семык» – развернулся на гостеприимной камбарской земле. И сразу стало ясно, что свои «бурановские бабушки» есть практически в каждой удмуртской деревне!

Недавно меня впечатлил сюжет, отснятый московскими журналистами по итогам Евровидения. Администратор «Бурановских бабушек» Мария Толстухина говорила весьма интересные вещи: например, в удмуртских деревнях, даже увидев человека издали, можно узнать о нём многое. По цвету платка определяют, замужем женщина или нет. По количеству складочек на её платье – сколько у неё детей. И ещё множество деталей, куда нашиваются монисты, что обозначает орнамент, что простому обывателю даже неведомо. Мы, живущие здесь, к сожалению, мало знакомы с традициями удмуртов, чувашей, марийцев и культурой других народов, населяющих нашу республику.

И вот – большой праздник в камбарской деревне Шолья, где нас окружили домашним теплом и заботой, а атмосфера всеобщего творчества просто захватила! На праздник съехались татары и марийцы, удмурты и русские: в платьях самых невероятных расцветок и айшонах, в кокошниках и цветастых блузках, в подкованных сапожках и расшитых передниках. Как жаль, что эту красоту мы видим только раз в год!

Семык – старинный обрядовый праздник, отмечаемый у луговых и восточных марийцев. Это день поминовения предков, день, знаменующий наступление лета. Во время Семыка принято просить умерших родственников о благополучии и удаче на весь год.

 

Накануне – всей деревней репетировали: от мала до велика, в костюмах, под палящим солнцем, вперемешку с домашними заботами, выпеканием караваев и настаиванием кваса на 47 травах! После репетиции одна из главных бабушек-«живчиков» погнала стадо коз домой. Гордо кивнула мне:

– Вот, семеро героинь – мои!

Я выпучила глаза:

– Как Вы их распознаёте?

Она удивлённо посмотрела на меня:

– Ну, как же! У них у всех – лица разные!

Чтобы у каждой козы – своё собственное лицо: такое я слышала впервые. Что поделаешь, я – стопроцентная городская!

Когда мы только ехали туда, заместитель министра национальной политики Ольга Царегородцева сказала: «Как хочется сделать хороший праздник. Ведь главное – чтоб людям было хорошо!». Но мы и не подозревали, что хозяева сами удивят нас теплым приёмом и творчеством! Вся деревня встала в 4 утра, чтобы повесить шары и рушники на улицы и ворота деревни, управиться со скотиной, украсить сцену полевыми цветами, приготовить всевозможные национальные кушанья. За пару суток мы испробовали практически всё: марийская шишара – это аналог татарского чака-чака, только несладкий, а пышная туара похожа на русские сырники. Плюс многочисленные блины с зыретом и шаньги, которые шли на ура под медовуху.

Нашими гостеприимными хозяевами были супруги Даниловы – люди с невероятно большой творческой душой. Елизавета Сергеевна, руководитель районной организации «Союза марийцев Удмуртии», кажется, вообще в эти сутки не ложилась: она встречала гостей из Марий Эл, укладывала спать ижевчан, забирала выпечку и гармошки, находила места для прибывающих делегаций.

– А как вы всё успеваете? – допытывалась я. (Елизавета Сергеевна в это время выкладывала угощение из сумок, расчищала пространство в комнате, помешивала что-то на плите).

– А что сложного? – улыбалась она, не прекращая движений. – После работы скотину накормили – и быстро на репетицию. Или на концерт в соседнюю деревню. Как можно просто сидеть и грызть семечки?

Её супруг Петр Павлович, неизменно выходящий на сцену в стильной алой фетровой шляпе, уже давно – свой человек, не только в районе, но и в ближайших республиках. Глядя на улыбающегося гармониста-самоучку, понимаешь, что такому надо соответствовать! Рядом с ним хочется выпрямиться и запеть вторым голосом что-то задорное, певучее…

В квартире Даниловых – всё на своих местах, согласно законам Вселенной. И фикус – цветок, отвечающий за семейное благополучие, стоит в спальне. И подход к кровати – грамотный, прямо по фэн-шую: с двух сторон. Откуда эти люди могут знать такие тонкости?

 – А ведь у них это всё – внутри, на уровне подсознания! – шепчет мне коллега. – Посмотрите, какие они светлые и гармоничные. Мы так жить разучились, к сожалению!



…Рано утром открылись четыре подворья. Делегации с городов и районов Удмуртии, Татарстана, Башкортостана и Марий Эл, подходя к селу, первым делом попадали на татарский дворик с чак-чаком, потом – на русское изобилие с самоварами и свежей редиской, третьими гостей встречали удмурты с перепечами и квасом, и только в конце улицы маячили марийские косынки и слышались гармошки. Народ двигался по длинным переулкам с песнями и танцами, пробовал угощенье и обвешивался сувенирами. 

Министр национальной политики Владимир Завалин вместе со своей командой подходил к каждому подворью, и по пути его тоже приглашали петь и танцевать. Далее – Ворота Счастья. Каждая прибывшая делегация уже оставила здесь свой вышитый рушник, и потом это связанное воедино полотно украшало главную сцену. Высокие гости остановились у Ворот. «Можно загадывать всё, кроме денег!» – разулыбалась девушка на входе. Минутная заминка на загадывание, и гости вышли на большую поляну, полную гостей.

Карт из Башкортостана (так называют у марийцев старейшину) благословил праздник. На сцене развернулось историческое действо о том, как 95 лет назад марийцы отправили на 1-ый съезд народа своего представителя – живенькую бабулечку с большим чемоданом. Махали ей вслед, надеясь, что она донесёт все их пожелания и чаяния и вернётся с хорошими новостями… И, знаете, несмотря ни на что, марийцы, на мой взгляд, были и остаются очень светлой, позитивной нацией. Даже спустя столетие!

Концерт длился почти целый день. Гости из Йошкар-Олы очаровали всех своими белоснежными костюмами с яркой вышивкой и такой слаженностью действий, что казалось, будто на сцене – родные сёстры. Маленькая певунья из Башкирии просто перекрыла своим звонким голосом всю поляну. Артисты из Менделеевска увлекли в танец всех, кто сидел, настолько задорно звучало их многоголосье. А на детский коллектив из Камбарки было просто приятно посмотреть, как на профессионалов с большой буквы.

Семикеева Таисия Ивановна – старейшина союза марийцев «Одо Мари Ушем» (д. Б. Ерыкса Граховского района) поразила всех настоящей театральной дикцией и торжественностью выступления. Бабушка Таисия поблагодарила организаторов и гостей праздника и предложила почтить память павших в Великой Отечественной войне воинов. Она даже спела военные частушки 1941-го года, которыми провожали юношей на фронт.

Затем на сцену поднялись несколько пар, юношей и девушек, представители районов – участники конкурса "Марий Патыр" и "Уста Пампалче" (марийский богатырь и девушка-умница). Им предстояло показать себя на поле, на сцене и в споре с друзьями. После сольных номеров на сцене парни начали лихо таскать по полю тюльки, бороться на бревне, забрасывать мешки, кто дальше; а также поднимать гири и участвовать в соревнованиях по армрестлингу. Девушки же, не теряя царственной осанки, понесли на время полные воды коромысла. Городская тоже решила попробовать и… вернулась к финишу чуть живая!

Были конкурсы наибольшего количества песен о любви, загадывание загадок, проверка знаний об истории своего народа. В финале состязаний девушки должны были «принести то, не знаю что». Главное было объяснить, почему именно эта вещь так важна на сегодняшнем празднике. Варианты были разные: вышитый рушник – показатель мастерства самой конкурсантки, блеск для губ – потому что марийская девушка всегда должна быть красива, полевой цветок – чтобы радовать глаз, монисты – важная часть костюма. А Алевтина из Марий Эл протянула жюри… мужской кушак: «Потому что мужчина во всём главный!» И ведь не поспоришь!

  

Лучшей девушкой-умницей была признана Яковлева Кристина из д. Большая Ерыкса Граховского р-на, поразившая жюри своей вышивкой на большой иконнице. Кстати, именно Большая Ерыкса будет принимать праздник «Семык» в следующем году! А лучшим батыром в этом году стал Сергей Ефимов из Шольи – хозяин праздника.

Когда солнце начало клониться к закату – на берегу Камы развернулись котлы с обрядовой кашей и ухой. Камское раздолье надолго притянуло всех к берегу: здесь уже обменивались подарками и фотографировались на память с хозяевами праздника. Фольклорный ансамбль "Эрвий" (в переводе с марийского "Утренняя заря") из Республики Марий Эл оставили нам в подарок собственный сборник стихов на марийском языке.

– А фотографии с праздника можно напечатать? – спрашивали меня женщины.

– Так пишите координаты – я вам электронной почтой вышлю.

И они старательно начинают писать: имя-отчество, индекс, город, улица. По-старинке! Другой способ связи они пока не освоили… Ну, и хорошо – когда я последний раз писала обычные, «живые» письма? И как отказать этим женщинам!?

…Сколько хороших людей мы увидели на этом празднике, сколько интересных моментов запомнилось. И, конечно – огромное спасибо хозяевам! Главе Шольинской администрации Риму Исламову, который отстоял право проведения марийского праздника… в татарской деревне и провёл его достойно! Главе администрации Камбарского района Надежде Климовских, солнечной гостеприимной хозяйке, устроившей большой финальный хоровод у сцены. Старейшей жительнице села, 93-летней Валентине Григорьевне Таюшевой – за смелость и стойкость выступать и принимать многочисленные букеты и подарки от земляков. Директору Челябинского «Дома дружбы народов» Юлии Лапидус, которая привезла нам приветы от творческих коллег. Прекрасному организатору, ведущей «Семыка» Вере Полковниковой – одинаково красивой, как в офисном, так и в народном платье. Директору Шольинского досугового центра «Лесник» Альбине Галимовой – за всестороннюю поддержку и вдохновение.

 

А ещё спасибо – Игорю Вяткину, начальнику отдела культуры Камбарской администрации, главному идеологу праздника, устроившему в конце всеобщие танцы на площади под собственную песню:

  «Кама ласково блестит, блест бросается,

На заре Камбарка спит, раскрасавица!»

Два дня я провела рядом с этими замечательными людьми. Бегала за хохочущей малышней, приседала с фотоаппаратом перед козами, слушала стучащие под окном поезда и вдыхала аромат сосен и трав. А ещё по сотому разу говорила направо и налево по-марийски: «тау» и «Пагален ужина!» («спасибо» и «Добро пожаловать!»).

А когда я дома отсмотрела и выложила в Сеть солнечные фотографии с берегов Камы, где я – в розовом марийском платье с узорами и монистами, в комментариях мне написали: «Ты – истинная дочь марийского народа!». Было забавно, и всё же приятно. Вообще-то я – русская, но с удовольствием поддержу любой народ. Поэтому через неделю, на удмуртский «Гербер», я уже раздобыла платье а-ля бурановская бабушка, а на татарский «Сабантуй» явилась в штанишках, расшитом жилете и тюбетейке. Но это уже – совсем другая история….

Юлия Михалева

Дом Дружбы народов
Добавить комментарий