«Если ты журналист, знай, что Хачатурян — это армянская фамилия, а не якутская…»

    «если ты журналист, знай, что хачатурян - это армянская фамилия, а не якутская…» 1

    Школа межэтнической журналистики создана в Удмуртии в феврале этого года. Проект, созданный на средства президентского гранта, реализуется отделениями Гильдии межэтнической журналистики в 18 регионах России. В 2016 году по единой программе в Школах занимается 251 человек.

    Слушатели уже познакомились с национальным составом РФ, разобрали Кодекс журналиста, пишущего на этнические темы, познакомились с особенностями освещения межэтнической тематики в СМИ. За первый месяц студенты встретились с региональными экспертами в межнациональной тематике, познакомились с работой национальных сообществ, приняли участие в национальных праздниках.

    Лучшие студенты будут приглашены на итоговую конференцию в молодежный лагерь "Территория смыслов" в июле 2016 года.

    Удмуртское региональное отделение Гильдии межэтнической журналистики возглавляет Константин Ижболдин. Сегодня он беседует с нашим корреспондентом о предпосылках возникновения школы, текущих делах и важности воспитания журналистов нового поколения.


    Константин Ижболдин

    — Чем, на ваш взгляд, продиктовано появление Школы межэтнической журналистики в России, каково ее предназначение? Почему нынешним журналистам необходимо владеть тематикой межэтнических отношений?

    — Межэтническая журналистика – понятие относительно новое. Хотя были, безусловно, и в Советском Союзе, и в постсоветскую эпоху были журналисты, которые писали на тему взаимоотношений больших и малых народов России. Но писали они только в одном ключе, обходя острые или неудобные темы. В качестве примера можно привести факты недавней истории Отечества. Нагорный Карабах, вторая половина 80-х годов, он уже тогда пылал, там воевали армяне и азербайджанцы. В 90-м году прошлого века — события в Прибалтике. Потом — конфликтная ситуация в Грузии. Власть старалась контролировать эти процессы, но ей не хватало рычагов. Цепь событий в разных регионах привела к масштабному изменению на географической карте и возникновению целого ряда независимых государств. Однако, пуповиной они по-прежнему соединены с Россией: на территории РФ проживают многочисленные диаспоры – выходцы из бывших республик СССР; в той или иной степени с каждой из стран россияне поддерживают экономические, культурные, торговые отношения. Сохранение мира и спокойствия, установление дружеских взаимоотношений между народами – наиважнейшая государственная задача первых десятилетий ХХI века.

    Журналистике в этих условиях отведена особая роль. Именно средства массовой информации призваны, используя весь современный арсенал, рассказывать массовому читателю, слушателю и зрителю о жизни больших и малых народов большой страны.

    В данном случае государство делает ставку на межэтническую журналистику, потому что оно заинтересовано в искоренении конфликтов на межнациональной почве. Совершенно очевидно, что для этого нужны квалифицированные специалисты. Их подготовка – это тоже компетенция государства. Таким образом, создавая региональное отделение Школы межэтнической журналистики, мы в локальных условиях решаем важную задачу в сфере государственной национальной политики.

    — Какими навыками и знаниями должен обладать журналист, избравший для себя эту тему?

    — Еще раз скажу о том, что тема межнациональных взаимоотношений очень тонкая, тут нет каких-то безусловных правил, каждый случай особый. У журналиста должны быть навыки и знания, умение находить общий язык с людьми. Там, где люди серьезно обижены друг на друга, журналисту надо быть еще немного психологом, дипломатом, политиком. Нужно максимальное погружение в тему, умение задавать вопросы, учитывая национальный фактор. А если ты не разбираешься в теме, с тобой просто могут перестать разговаривать. Там, где конфликты в открытой стадии – нужен высший класс профессионализма. К счастью, мы живем в зоне комфорта, в нашем регионе нет открытых конфликтов. Перед нами стоит иная задача – работать на упреждение, на профилактику конфликтов и создание интереса у читательской и зрительской аудитории к национальной теме.


    «Журналисту надо быть психологом, дипломатом, политиком»

    — Вы, как практикующий журналист, часто сталкивались с ошибками?

    — Редко, но бывают такие случаи. Однажды коллеги в названии текста использовали наименование организации — Азербайджанская общественная организация «Урарту». А «Урарту» — это армянская организация! Это ошибка журналиста. Перепутал, что недопустимо, если ты называешь себя профессионалом. Нужно быть грамотным, ориентироваться в традициях народа, названиях, в топонимах, гидронимах, фамилиях. Понимать что, Хачатурян — это армянская фамилия, а не якутская. Если ты решил работать в этом направлении, будь добр, изучай этот вопрос, интересуйся, читай, смотри.

    — Можно ли назвать создание школы межэтнической журналистики в регионах России шагом в воспитании особой группы журналистов?

    — Первый опыт Школы межэтнической журналистики был запущен в прошлом году в 15 регионах, где были открыты отделения Гильдии межэтнической журналистики. Тогда к сотрудничеству привлекли старшеклассников. По отзыву наших кураторов, я понял, что это не оправдало себя, потому что старшеклассники — не та категория, не тот возраст, чтобы включаться в тему. Уже в этом году ШМЖ открыты в 18 регионах России для студентов. Кураторы просили при наборе слушателей сделать акцент на студентов 2, 3, 4 курсов, то есть на тех, кто определяется или уже определился. Ижевск на просьбу отозвался, и нас включили в число партнеров.

    — У нашего отделения Гильдии межэтнической журналистики будет только один проект или можно ждать другие?

    — Уточню, что Школа — это первый проект. За ним последуют другие. В конце мая будут подведены итоги нынешнего проекта, 2 студента от каждого региона поедут в лагерь «Территория смыслов» на Клязьме. Там они также продолжат обучение, будут интересные эксперты, круглые столы, разные форматы. А ближе к осени подготовим новый проект, ну, и школа, думаю, возобновит свою работу для других студентов. Программа будет отработана первой школой, мне будет легче планировать работу второй группы слушателей.