В Глазове школьников знакомят с культурой бесермян

    В глазове школьников знакомят с культурой бесермян 1

    — Уроки-знакомства мы проводим каждый год осенью, когда в г. Глазове отмечаются Дни бесермянской культуры, — рассказывает Антонида Бёрдова. – Первые пять уроков мы провели 16 сентября, потом 19 и 23 сентября, в пятницу, 30 сентября, планируется последний урок.
    Урок проходит в формате живого общения. Участники ансамбля «Янчик» исполняют песни на стихи известного бесермянского поэта М. И. Федотова. Вместе с участниками ансамбля ребята разучивают игру «Ойдолэ, нылъёс, куруген шудоме», примеряют мужскую одежду бесермян, узнают об истории «янчика». Кстати, янчик – это предмет мужской бесермянской одежды, носится на поясе. Дорог тем, что его дарит девушка, как символ симпатии молодому человеку. О географии компактного проживания бесермян, о знаменитых людях, представителей этноса, о национальном празднике Кӧрбан, о фольклорных коллективах и уникальных костюмах рассказывает методист Дома Дружбы народов Антонида Бёрдова. 

    Справка: Бесермяне (самоназвание – бесерман) – народ в России. Включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (2000 г.). Расселены на северо-западе Удмуртии в бассейне р. Чепцы (приток р. Вятки) в пределах Юкаменского, Глазовского, Балезинского, Ярского районов, а также в сопредельных районах Кировской области. Численность по переписи 1926 г. составляла 10 034 человек (в последующих переписях, вплоть до 2002 г., как отдельный этнос не выделялись, включались в состав удмуртов). Согласно результатам переписи 2002 г. численность в Российской Федерации – 3122 чел., из них 2998 чел. Проживают в Удмуртской Республике. Живут среди удмуртского, татарского, русского населения в 41 населенном пункте, где составляют основную часть. Чисто бесермянских деревень – 10. Язык бесермян – наречие удмуртского языка, в фонетике и лексике прослеживается ряд специфических черт, характерных для тюркских языков. За более чем 100-летнюю историю изучения бесермян учеными высказывались разные предположения относительно их этногенеза. Несмотря на довольно обширную историографию, многое и сегодня остается на уровне гипотез. В дискурсе преобладают две конкурирующие гипотезы. Согласно одной – бесермяне – удмуртизированные тюрки, согласно другой – тюркизированные удмурты. (Источник: http://www.nashasreda.ru )