Дом Дружбы народов /
  • Медиа
  • Статьи
  • ИА «Удмуртия»: О бесермянском празднике «Кӧрбан»
  • ИА «Удмуртия»: О бесермянском празднике «Кӧрбан»

    20 июня 2018 г.


    Главный календарно-обрядовый праздник бесермян «Кӧрбан» отметили 10 июня в окрестностях села Ёжево Юкаменского района Удмуртии

    В этом году мероприятие носило статус районного, республиканский праздник проходит раз в два года, тем не менее, сюда приехали фольклорные коллективы из Глазовского, Балезинского, Ярского районов и города Глазова. Хозяева встретили гостей перепечами, суром (национальный безалкогольный напиток — ред.) и песнями.

    По древним традициям на празднике совершили весенние обряды: по вспаханному полю разбрасывали зерно и яйца, чтобы зерно уродилось величиной с яйцо, обратились к богу Инмару с просьбой о благополучии, совершили подношение ритуальных блюд предкам и духам.

    — У нас на этот праздник делают жертвоприношение. В старину специально выращивали красной масти бычка и резали его. Рано утром мужики собираются, без женщин, они делали жертвоприношение. Это посвящали по-нашему называется Инмару, богу, и земле нашей насущной кормилице, — рассказывает Феликс Сабреков, руководитель народного фольклорного бесермянского ансамбля «Лампачей» (д. Шамардан).

    Как в прежние времена, у реки в больших котлах женщины варили обрядовую кашу из ячневой крупы с мясом жертвенного бычка. Ею угощают всех собравшихся на праздник. По словам старожилов, раньше ритуальное мясо также приносили домой тем, кто по состоянию здоровья не мог присутствовать на молении.

    «После моления жрец мясо передавал всем собравшимся, каждый отщипывал по кусочку, остальное уносили в деревню, чтобы каждый мог отведать ритуальное мясо. В деревне в каждом доме накрывали стол, обязательно вспоминали усопших, звали соседей: «Сегодня вы к нам приходите, а завтра мы к вам пойдем». По большим праздникам обязательно нужно зайти в дом, где есть пожилой человек, который сам не может прийти на праздник», — отметила Тамара Невоструева, жительница села Юкаменское.

    Одним из главных событий праздника стал конкурс «Бесермянин — 2018». Юноши и молодые мужчины из разных бесермянских деревень состязались в хозяйственной сноровке, силе и творческих способностях. По итогам состязаний почетный титул получил Иван Урасинов из деревни Юнда Балезинского района.

    https://udmurt.media/news/kultura-i-turizm/37633/

    Отметим, бесермяне — это коренной малочисленный народ России, который проживает на северо-западе Удмуртии, а также небольшая часть — в соседней Кировской области. По данным последней переписи, численность бесермян составляет чуть более двух тысяч человек. Начиная с 30-х и до конца 80-х годов прошлого столетия их официально причисляли к удмуртам, иногда к татарам.

    «В паспорте писали нас национальность удмуртка, но от этого ведь у нас ничего не менялось, мы все равно по-своему разговаривали, мы знаем, что мы бесермяне. Я работала в Глазове, в ЧМЗ. Так интересно им было. Говорят, скажите-ка, скажите по-своему, так это интересно — чӧгӧн (чугунок), талинка (блюдце), табезь (тарелка). Я никогда не скрывала, что я бесермянка, я все равно разговаривала по-своему, по-бесермянски — вельти (ходила), скажем, говорила, наськы монэ (смотри на меня), это было очень им интересно», — рассказывает участница народного фольклорного бесермянского ансамбля «Лампачей» из деревни Шамардан Римма Караваева.

    За более чем 100-летнюю историю изучения бесермян, учеными высказывались разные предположения относительно их происхождения. Согласно одной из гипотез, бесермяне — удмуртизированные тюрки, согласно другой —тюркизированные удмурты. К единому мнению не пришли до сих пор. Считается, что они говорят на бесермянском наречии удмуртского языка.

    «Не знают, откуда появились бесермяне, поэтому нас причисляют то к одним, то к другим. Но у бесермян даже внешность отличается от удмуртов. Другой народ, у него и свой язык есть, просто, они, наверно, издалека шли и потеряли свой язык. Но донесли свои обычаи, пенси, сохранили, крези (песенная импровизация — ред.) сохранили», — делится Ирина Зянкина, руководитель фольклорного бесермянского ансамбля «Юнды шунды» (д. Юнда).

    Несмотря на многолетнее официальное отрицание бесермян как этноса, народ смог сохранить свою культуру и традиции и вернуть себе историческое имя.

    Автор: Майя Бывальцева, участница Республиканского конкурса среди СМИ и блогеров «Бесермяне Удмуртии» (ИА «Удмуртия»)

    #народыУдмуртии