Виталий Тюльпин: возрастает интерес общества к важным страницам своей истории
На сайте Дома Дружбы народов будет опубликована серия интервью с руководителями национально-культурных объединений Удмуртии. Наши собеседники расскажут о проектах, направленных на сохранение языков и популяризацию народной культуры .
Первым откликнулся председатель Общества русской культуры в Удмуртии Виталий Тюльпин. Он поделится информацией о проектах Общества русской культуры и расскажет об опыте работы с другими НКО Удмуртии.
Виталий Эдуардович, какие из реализованных проектов вы считаете наиболее интересными, значимыми?
В.Т.: Значимых проектов достаточно много, кого-то не перечислить — это всё равно что обидеть. Тем не менее можно выделить фестиваль «Высокий берег» (Сарапульский район), «Зеленинские чтения» (Завьяловский район), кулинарный фестиваль «Перевозинский засольник» (Воткинский район), фестиваль старообрядческой культуры (Красногорский район), Сад дружбы народов в Ижевске.
Также мы выпускаем «Русскую газету» — она выходит раз в квартал. Номера газеты содержат информацию о мероприятиях Общества русской культуры, которые проходят в Удмуртской Республике. Также в «Русской газете» мы объявляем новые направления нашей деятельности, говорим о планах и предстоящих проектах.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о Саде дружбы народов.
В.Т.: На территории дендропарка «Русский огород» будут разбиты сады и высажены садовые композиции, отображающие культуру и традиции различных народов России. Сад высаживают активисты национально-культурных объединений Удмуртии. Каждая композиция является частичкой Родины для тех людей, кто живёт на удмуртской земле. Например, активисты «Урарту» планируют создать горный ландшафт, подобный склону горы Арагац в Армении. А Общинный центр еврейской культуры наметил обустройство розария с окантовкой из самшита в виде шестиконечной звезды Давида.
Каждый год вы проводите традиционные русские народные праздники. Возрождается ли интерес общества к ним?
В.Т.: Праздник празднику рознь. Если имеются в виду народные праздники вроде Масленицы, к ним интерес и не падал никогда, даже в советское время. Если мы говорим о церковных праздниках, которые в течении 70 лет были под запретом во время советской власти, то здесь да — интерес к ним возрождается. Постепенно развиваются и новые праздники — например, День славянской письменности, посвящённый святым Мефодию и Кириллу. Сюда же можно включить и День семьи и верности, и Крещение Руси. Это, конечно, праздники не сильно известные и почитаемые — но интерес к ним возрастает. Как и в целом возрастает интерес общества к важным страницам своей истории.
Расскажите о своём опыте работы с другими национально-культурными объединениями Удмуртской Республики.
В.Т.: Мы позиционируем русскую культуру у себя внутри как некий сублимат культур, которые сложились на территории России. У нас же нет, по большому счёту, чисто русских — у нас есть “российские”. В Советском Союзе достаточно сильно обсуждался вопрос, что надо перейти к общности “советский человек”. Так или иначе, на территории России происходит переплавка — люди разных национальностей женятся, рождаются дети — они наследуют черты различных культур. Даже представители далёких культур, вроде кавказских — они приезжают сюда и постепенно сублимируются. Окуджава имел грузинские корни — но кто скажет, что он — не русский?
Отталкиваясь от всего этого, мы считаем, что Центр русской культуры — это такой сублимат дружбы, где любое национально-культурное объединение может найти помощь. Мы оказываем своим коллегам любое содействие в проведении праздников, встреч, концертов. Мы предоставляем и территории парка Космонавтов, и помещения “Русского дома”. В этом году, например, в “Русском доме” прошёл мусульманский праздник Навруз. В результате совместно проведённых мероприятий культуры взаимообогащаются — поэтому мы никогда не отказываем в сотрудничестве, наши двери всегда открыты.
Какой опыт ваших коллег вы бы хотели использовать в своей работе?
В.Т.: Опыт работы национально-культурных объединений различается достаточно сильно. Одно можно сказать точно, многое зависит от лидера того или иного НКО. Чем сильнее и уважаемее в своей диаспоре лидер, тем лучше обстоят дела в НКО. Функционирование НКО немецкой или еврейской диаспор отличается от того, как работает украинское или белорусское сообщество. Германия и Израиль оказывают серьёзное содействие национальным НКО, которые здесь находятся. Они получают финансовую и ресурсную поддержку, поэтому эти национально-культурные объединения заведомо сильнее, чем остальные.
Среднеазиатские и кавказские национально-культурные объединения — это тоже отдельная история. Они уверенно стоят на ногах, зарабатывают и вкладываются в диаспору. Они более сплочённые — на мой взгляд. Все НКО достаточно разные, а нам интересен любой опыт, если что-то для нас есть интересное — берём на вооружение.