Родовые сборы татар

Праздновался одновременно жителями нескольких деревень. От татарского слова «Җыен», что означает буквально «собирайся». Джиен, имеющий древнетюркские корни, был летним родовым праздником. Сама джиенная организация была тесно связана с историей развития больших родственных коллективов, представлявших собой группу семей, образовавшуюся в результате разрастания и деления одной большой семьи. Отделившиеся семьи стремились поддерживать связь со своими родичами, оставшимися на прежней территории. В определенный период года, обычно летом, в свободное от сельскохозяйственных работ время устраивались съезды родственников.

Джиен проводился в летнее время, в период между окончанием весенних полевых работ и началом сенокоса и жатвы. Праздник проводился группой деревень, начиная с мая — начала июня. Календарная дата была разной, и, как правило, связанной с конкретными явлениями, например: когда рожь отцветает или когда скворцы выпускают из гнезд птенцов.
Гостевание повсеместно проводилось по четко отработанному этикету. Приглашающие обговаривали время приезда, количество гостей. Массовый заезд был, как правило, в четверг. Въезжали в деревню с песнями, музыкой на украшенных подводах. Другая часть праздника включала в себя молодежное гуляние и игрища. Они начинались с пятницы и проводились днем и вечером во все праздничные дни, даже в день приезда отъезда гостей – в понедельник. Игрища включали в себя вождение хороводов, различные виды догонялок, а также катание на подводах с песнями, гармонью. Также целью этих празднеств было знакомство татарских юношей и девушек друг с другом, в результате чего образовывались семейные пары. У чепецких татар это приняло характер периодических взаимных посещений всех родственников в округе. Позже поездки стали приурочиваться к торговым дням, которые в разных селах, деревнях проходили в различные сроки.

12 августа в деревне Кестым впервые продет Межрегиональный фестиваль «Касимовлар җыены» («Джиен рода Касимовых»).
XqGWT5K6-j0.jpg
Мне посчастливилось родится с фамилией Касимова, причем от мамы Касимовой и папы Касимова, еще и получить в наследство отчество — Касимовна. Поэтому для меня, это мероприятие будет особенным. В этот день соберутся по-настоящему близкие люди, в которых течет кровь нашего общего предка. Выходцы из деревни Кестым, проживающие в других татарских деревнях Балезинского района, подготовят экспозиции своих генеалогических родов, чтобы у всех гостей праздника была возможность найти своих предков, изучить связь поколений.
6UuX900wryw.jpg
Ценностью этого праздника станет не географическая широта, а его историческая глубина. Ведь он соберет не только нынешнее поколение, но и души наших ушедших сородичей, которые, наверняка, будут радоваться, что они не забыты, что потомки с большим уважением чтут память своего рода.
А самое главное, что все Касимовы, от мала до велика, смогут прочувствовать, что нас объединяет общий дух и поймут, что род Касимовых будет жить вечно.

Оцените статью
Дом Дружбы народов
Добавить комментарий