Имя наречение

3 апреля 2017 г.


Ульяна Юдина
Народная мудрость гласит: «С именем - Иван, а без имени - болван.» Это в просторечии. А если торжественно, то: «Нет меж живущих людей, да и не может и быть, безымянных: В первый же миг порождении каждый, убогий и знатный, Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает». Так сказал Гомер.

А вот откуда пришли в Россию имена, и всегда ли они были «сладостным даром» мы постараемся, сейчас выяснить.

До принятия христианства у славян имена выбирались родителями. Они имели определенное смысловое значение, это были «говорящие имена». Например, третьего сына называли Третьяк, любимую и долгожданную дочку — Любавой, а если хотели, чтобы мальчик рос послушным и добрым — нарекали его Добрыней. Так же называли детей именами Светлана, Красава, Забава, Милуша, Добромысл, Добрыня, Мстислав, Святослав, Ярополк, Святополк и т. д. Предки наши были людьми крайне суеверными, и поэтому не стоит удивляться, что многие имена напоминали прозвища: Волчий Хвост, Нелюб, Ждан, Упырь, Кручина, Угрюм, Любим и т. д.  Если такие имена, как Малинка или Любим, вполне объяснимы, то, например, Болван — совсем неподходящее имя для младенца. Но объяснялись такие оскорбительные имена боязнью «сглаза».
В традициях славянских народов, связанные с именаречением, всегда существовали правила (чаще запреты). Не следует новорожденному «давать имя на имя», т.е. нельзя было использовать имя, которые уже носит один из людей, живущих в том же доме. Иначе один из людей с одинаковыми именами может умереть. В основе приметы лежит поверье, что у каждого имени есть свой ангел-хранитель, который не в состоянии уследить сразу за двумя людьми в одном доме.
Кроме того, на Руси часто было принято скрывать настоящее имя (данное при крещении), выставляя напоказ ложное имя. Даже в браке жена не называла мужа личным именем, а использовала другие слова – муж, мой, хозяин и т.п. Эта традиция в некотором роде (бессознательно) сохранилась и до наших дней.

крещение младенца

После принятия христианства имя для ребенка стали выбирать по святцам. Святцы (месяцеслов) — это церковный календарь, в котором указаны имена святых, почитаемых церковью в данный день. Родители или священник делали выбор из имен, соответствующих восьмому дню после рождения, именно в этот день крестили ребенка. В святцах встречались имена различные по происхождению: латинские, греческие, древнееврейские, персидские. Многие из этих имен обрусели и стали восприниматься русским народом как свои родные, славянские. Так, Стефан — Степаном, Теодор — Федором. Имя Иван (Иоанн) в полных святцах встречается 170 раз(!), т.е. почти через день, вот поэтому на Руси так много было Иванов! Правда, иногда священник шел на уступки и по просьбе родителей давал другое имя, которое на данный день в святцах не значилось. Так славянские имена Вера, Надежда, Любовь в дореволюционное время давалось детям часто, несмотря на то, что Вера в святцах встречается в году только два раза, а Надежда и Любовь – только по одному разу. Наиболее часто встречаются в святцах имена: Петр, Павел, Александр, Андрей, Михаил, Мария, Анна и Елена. Зато Ольга, Татьяна, Алла, Людмила и Екатерина имеют только один именинный день. Были, правда, имена, несущие неприятную смысловую нагрузку, например, Ардалион — замаранный, Клавдия — хромоногая, Варвара — грубая, Васса — пустыня, Фока — тюлень, а некоторые звучали весьма неблагозвучно и даже комично: Псой, Дул, Проскудня, Павсикакий, Агафонус.
Но, во всяком случае, ребенку давалось имя, которое имелось в святцах, никакого « вольнодумства» тут не допускалось.

В ином положении оказались родители после Великой октябрьской социалистической революции. Регистрацию новорожденных стали вести отделы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы), и родители теперь могли выбирать любое имя и даже могли изобрести новое. Очень много имен было образовано от революционных лозунгов, например Икки ( Исполнительный Комитет Коммунистического Интернационала), Роблен ( родился быть ленинцем), Ревдит (революционное дитя), популярны стали имена, Октябрина (Октябрьская революция), Владлен (ВЛАДимир ЛЕНин). Пользуясь свободой выбора, родители давали детям иногда очень странные и необычные имена. Географические названия – Алтай, Амур, Казбек, технические названия – Гипотенуза, Алгебрина, Трактор, Турбина и т.д. В это же время усиливается приток иностранных имен: Роберт, Эдуард, Эрик, Жанна, Жозефина. К середине  XIX в. на каждые двенадцать носимых чисто русских имен приходилось не менее тысячи «импортных» — чужестранного происхождения.

«Модные» мена 20-30-х годов не выдержали испытание временем, и уже после Великой Отечественной войны детей стали называть обычными  именами, хотя некоторые из них продолжали жить в именах отцов и дедов.
В 50-60-е годы рождалось много Людмил, Татьян, Галин, Владимиров, Валериев, Викторов. В 70-е годы появились Оксаны, Марины, Ирины, Елены, Ольги, среди мальчиков – Денисы, Сергеи, Александры, Алексеи, Андреи. В 80-90-е годы вошли в моду Алины, Виктории, Арины, Карины, Никиты, Максимы, Артёмы.
Имя непосредственно связано с национальностью. Получая имя своего народа, ребенок невольно начинает причислять себя к его истории и характеру.
В настоящее время, можно отметить, что постепенно утраченные традиции оживают. Сейчас многие, выбирая имя новорожденному, отдают предпочтение национальным традициям имянаречения. Что, несомненно, говорит о пробуждении интереса к истории своей страны, о проявлении уважения к своим корням и предкам.

Имя – это часть человека, часть нашей истории.