«С первого дня надо обозначить: правила одни для всех»

17 мая 2018 г.


 

Преподаватель физкультуры про студентов из Ирака, Вьетнама и Кореи

Мы продолжаем публиковать трудовые биографии специалистов разных национальностей. Трудовым мигрантом следующего нашего героя назвать сложно, он давно гражданин России, но корни его наполовину из другой страны. На этот раз нашим собеседником стал Рашид Юсифов – старший преподаватель кафедры физического воспитания Удмуртского государственного университета. Он поделился с нами особенностями работы с иностранными студентами, рассказал о том, какие ошибки может допустить преподаватель.

– Рашид Рагимович, расскажите, пожалуйста, немного о себе. К какому этносу вы принадлежите?

– Мой отец – азербайджанец, а мама – татарка. Мне было пятнадцать лет, когда мы с семьёй переехали из Баку сюда, в Ижевск, на родину матери. Это было в 1995 году. Причин для переезда было много – развал Советского Союза, война на Кавказе, семейные обстоятельства.

На русском говорю с детства. Вообще, вопреки стереотипам, на Кавказе многие говорят на русском. В Азербайджане до сих пор есть русские школы, обучение в них считается престижным. Я рос на двух языках – русском и азербайджанском. А в Ижевске ещё и татарский подтянул. Здесь я выучился на спортивном факультете и остался преподавать.

– Вы специализируетесь на иностранных студентах, я правильно понимаю?

– Трудно сказать «специализируюсь». Дело в том, что вот уже третий год у нас учатся ребята с Ирака. На кафедре решили поручить их мне – видимо, посчитали, что я смогу найти с ними общий язык. Помимо них у меня есть студенты из Кореи, Вьетнама, из Египта —  пара человек.

– Получилось найти общий язык?

– Думаю, да. Если говорить о студентах из Ирака, оказалось, что ребята абсолютно непунктуальные. Они периодически опаздывают на пары, на всё у них находятся свои отговорки. Начиная с того, что такси задержалось, и заканчивая историями вроде «пошёл в общежитие переодеться, и не вернулся». Сначала я шёл на уступки, но сейчас стал с ними жёстче.

Как оказалось, главная ошибка, которую может допустить преподаватель при работе с иностранными студентами – это делать поблажки за то, что они из другой страны.

Несмотря на то, иностранный студент, или местный – нельзя их делить. Это – студент. Он поступил в университет, правила должны быть для всех одинаковые! Это надо обозначить с первого дня. Конечно, иностранцам тяжелее. И даже если внутренне я буду к ним лоялен, внешне это нельзя показывать. Иначе будут пользоваться своим особым положением, давить на жалость. Я их уже знаю.

– Случались конфликты?

– Недавно сказал: «Что вы ведёте себя как дети?». Оказывается, в Ираке это оскорбление. Нельзя их сравнивать с детьми. Попытался объяснить студентам, что в России это не считается чем-то обидным. Так у нас говорят. Обиделись. Подходят ко мне, говорят: «Поглядите, какая у нас борода. Мы не дети!». А на следующую пару забывают кроссовки. Только тогда понимают, что я имел в виду.

Они – сложный контингент. Иногда, приходится выгонять их с занятия за поведение. Но есть среди них настоящие личности, хорошие ребята, отличники. Например, студент 2 курса недавно стал Чемпионом Удмуртии по тяжелой атлетике в легком весе. Но больше половины – бездельники. И  таких отчисляют.

– Из-за физкультуры?

– Не только, они же не только наш предмет прогуливают. Скажем так: в том числе из-за физкультуры.

– Почему они себя так ведут?

– Тут одна важная проблема. У них толком не было нормальной физкультуры в школе. Как они мне рассказывали, на родине они играли в футбол на песке. И этим их физическое образование заканчивалось.

Много времени уходит на обучение азам. Порой целую пару надо потратить, чтобы просто объяснить – про предмет, для чего он нужен, какие есть упражнения для развития физических качеств и прочее. И он не менее важен, чем другие предметы. И по жизни он им очень пригодится.

Они же учатся на нефтяников. Им придётся работать в условиях, где нужна физическая подготовка. А многим тяжело даже пробежать пару километров.

Многие признаются, что приехали сюда, чтобы не пойти в армию. Кто-то действительно приехал учиться. И им тяжело, и с ними тяжело.

– А языковой барьер сильно усложняет обучение?

– Я принципиально стараюсь разговаривать только на русском. Где-то они хитрят. Говорят, что не поняли задание – хотя всё прекрасно понимают.

– Существует стереотип, что студенты из Восточной Азии очень дисциплинированы. Это так?

– Это классные ребята. У меня есть два вьетнамца из юридического института. Корейцы – тоже замечательные ребята. Очень пунктуальные. Они бережно относятся к учёбе, к выполнению заданий. Приятные и грамотные. Всем бы такое отношение к предмету!

– Вашу фотографию можно увидеть на рекламе одного квеста. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Мои друзья занимаются проведением квестов. Пригласили сфотографироваться для комнаты «Кольцо Абу Джафара».

Вообще, помимо университета, я работаю в event-агентстве «Академия приключений». Мы организовываем мероприятия по сплочению коллектива, тимбилдинги и спартакиады, туристические слеты и прочие корпоративные мероприятия. Это сейчас очень модный и актуальный вид досуга у многих компаний. Одно дело, провести выходные за шашлыками и алкоголем, и совершенно другое – активный отдых с заботой о здоровье.

Фёдор Фефилов