Национальные удмуртские игры
Пöсь табани
Ребята садятся в круг. Водящий обходит всех и незаметно подкалывает за спину одному из игроков какой-нибудь предмет, например шишку. Если игрок замечает ее, меняется с водящим ролями, если нет, получается шлепок по спине – «горячий табань», то есть лепешку.
Вумурт
Выбирают водяного:
Куар вылын нумыр кылле, Сое поттыны кулэ.
Все играющие встают в круг, а водяной встает в середине круга на корточках.
Игроки поют:
Вумурт, вумурт, Мар пукиськод ву улын? Пот, пот кöня ке дырлы, Учкыны кöня ни час. Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выйди, выйди хоть на час, Посмотреть который час.
После этих слов водяной встает, закрывает глаза и ищет ребят. Водяной должен отгадать того, кого поймал. Если отгадывает – пойманный становится водяным.
Тупен-гопен
Перед началом игры каждый делает себе маленькую ямочку и встает около нее. В 4-5 метрах параллельно слева чертится линия. Один ребенок (водящий) стоит за линией с мячом в руках, он катит мяч к ямке.
Если мяч попадает в яму – играющие убегают, а тот, в чью ямку закатился мяч, берет мяч и старается попасть в убегающих. В кого попали – становится водящим. Если мяч не попадает в ямку, то делается новая попытка.
Кубыста йыр
Выбирают двух водящих по считалке:
Икча-кукча, кут лобзиз, Собере вуэ усиз.
Одни из них – сторож капусты, другой – капуста. Капуста встает на корточки на носочках, а сторож стоит рядом, положив руку на капустную голову. Остальные игроки на расстоянии 2-3 шагов уходят в сторону.
Сторож делает вокруг капусты несколько кругов. Потом кричит: «Капуста поспела!» После этих слов все подбегают к капусте и стараются дотронуться рукой. Сторож одной рукой держит голову капусты, другой рукой старается заляпать игроков.
После того, как кого-то заляпал, кричит «Поймал вора!». Пойманный становится сторожем, а сторож – капустой. Если сторож не уберег капусту и все игроки затронули капусту, то сторож с капустой меняются местами.
Роняя полено
Дети собираются на лужайке или во дворе дома. Взявшись за руки, они образовывают круг, в середину которого устанавливали полено (если участников было больше пяти, то несколько поленьев).
По сигналу ведущего все пускаются бежать по кругу, стараясь вытолкнуть по сигналу одного из своих соседей в середину, чтобы он задел и уронил полено. Сбивший его покидает игру, которая продолжалась до тех пор, пока в кругу не остается последний участник.