«Всё меняется» или почему все мы — мигранты
В моем доме живут мигранты из Армении. Интересна реакция моих соседей на данное соседство. У одних: «Понаехали тут, житья от них нет». Другие спокойно им отвечают: «Чем же они мешают, спокойные, трудолюбивые люди, детей лечат». Почему на одних и тех же людей, приехавших в Россию на работу, такая разная реакция?!
Смею предположить, что миграция других этносов на территорию России вызывает у людей опасение, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства». Оттенки этого опасения, как мы видим, различны: от безучастности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации). Отчасти такую реакцию можно рассматривать в качестве своеобразной избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны представителей иных этносов. Так или иначе, россиянин забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого.
Если посмотреть на явление «мигрант» обнаруживаются интересные факты. Мы все, то есть все люди – мигранты.
Слово «миграция» пришло в русский язык из немецкого и французского. Там оно появилось из латинского языка, где использовался глагол «migrare», который можно перевести, как «двигаться», «изменяться», «передвигаться». Например, известное выражение «всё меняется» в латинском языке звучит «omnia migrant». Другими словами «мигрант» – это тот, кто двигается и меняется. Но даже если использовать слово «миграция» в значении переезжать из одного места в другое, то и здесь оказывается, что история человечества во многом – это история миграций в разных своих формах.
Все страны, включая Россию, образовались в результате миграций. За редким исключением и сейчас люди склонны хотя бы раз в жизни куда-то переехать – если не в другую страну, так в другой регион или просто район. Кроме того, очень многие наслаждаются тем, что только по формальным и научным основаниям не считается миграцией, но что по факту от нее почти неотличимо, то есть туризмом и путешествиями. При этом необходимым условием хорошего отдыха служит гостеприимство и забота со стороны жителей того места, куда человек приезжает. Но разве человек, который приезжает не ради удовольствия, а из-за того, что хочет работать не должен рассчитывать на радушный прием и поддержку?
Каждый из нас, не важно, из какой страны и какой национальности, в поездке он в данный момент или нет – уникальная и неповторимая личность. За фигурой любого трудового мигранта скрывается своя неповторимая история. Стоит познакомиться хотя бы с одним человеком из этой группы и откроется неповторимая человеческая история. Способность увидеть в другом неповторимую личность, а в случае нужды постараться помочь ему или ей преодолеть несчастья и составляет, пожалуй, самую драгоценную черту человека. Среди моих знакомых есть мигранты, прибывшие в Россию из бывших союзных республик. Среди них есть армянин, азербайджанец, узбек, украинка, таджик. Это очень интересные люди с разными судьбами, разными интересами. Но они живут здесь и сейчас, достойно трудятся, растят детей, познают историю и культуру Удмуртии и России, рассказывают нам о культуре своего этноса. Ведь лучшая возможность узнать соседа – познакомиться с его культурой.
Миграция – это естественно, так как пользуемся плодами миграции и неизбежно с ней связаны. Почти каждый носит одежду, сшитую в Турции, Китае, пользуется электроникой, выпущенной в других странах, пьет чай из Шри-Ланки, читает авторов из разных стран. Я уже не говорю о тысячах языковых заимствованиях. А кухня? Ни один пикник мы не представляем без кавказского блюда «шашлык». В кафе «Золотая рыбка» идем к азербайджанцу, только у него самый лучший шашлык и люля-кебаб, в кафе «Урарту» обожаем армянскую долму. В гости идем на украинский борщ и вареники.
Мы не были бы Мы, если не миграция вещей, слов, идей и людей. Миграция также естественна, как и стремление к оседлому образу жизни. Более того, они и не противоречат друг другу. То, что действительно противоестественно, так это насильственная или вынужденная миграция, так же как насильственное или вынужденная задержка на одном месте. Точно также противоестественно дискриминировать людей за то, что они мигрируют или за то, что остаются на месте. Изучая данную проблематику, я поняла про себя, что полжизни я была мигрантом! Но, где бы я не жила, меня окружали замечательные люди, принимавшие меня, как родного и близкого человека.
Фото: vk.com/mmoc_vmeste, vk.com/mmoc_2017, из личного архива.