В Ижевске прошел Двенадцатый конгресс антропологов и этнологов России
Различие – есть движение
В Ижевске завершился Двенадцатый конгресс антропологов и этнологов России, на который собрались ведущие ученые этих областей знаний со свей страны и гости из зарубежья. Участников было так много, что их едва смог вместить большой зал театра оперы и балета.
Этот крупнейший научный форум в своем послании поприветствовали президент России Владимир Путин, врио главы Удмуртии Александр Бречалов, спикер Госдумы России Вячеслав Володин.
Было более пятидесяти секций. Обсуждение сообщений, дискуссии проходили в течение трех дней в Доме дружбы народов, разных аудиториях и научных учреждениях.
Такой конгресс проходит раз в два года и перемещается по стране. На этот раз его организовывали Ассоциация антропологов и этнологов, Институт им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН и Удмуртский госуниверситет при поддержке федеральных агентств по делам национальностей, научных организаций, правительства Удмуртии и Фонда фундаментальных исследований.
Инициатором приглашения коллег на удмуртскую землю стал депутат Госдумы России, руководитель УИИЯиЛ УрО РАН доктор исторических наук Алексей Загребин, избранный президентом Ассоциации антропологов и этнологов России.
Нужна ли политикам экспертиза ученых?
Кто такие антропологи и этнологи, понятно при переводе этих слов с древнегреческого – специалисты, изучающие человека и целые народности в их происхождении, развитии и современном состоянии.
Каждому живущему на земле в том или ином возрасте становится безумно интересно узнать ответы на вопросы: кто я? кто мои предки? кто мои соседи? что ждет меня и мой народ и другие народы в будущем?
Эти две науки фактически вытекают одна из другой, но этнология сложилась не так давно в девятнадцатом веке – она молодая ветвь антропологии. Как и любые другие науки, они развиваются в двух направлениях – фундаментальном и прикладном.
В каком состоянии они находятся сегодня, какие ответы дают на острые вопросы современности – это и была тема XII конгресса, а зачин ему дал доклад директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН доктора исторических наук Марины Мартыновой.
Различие – есть движение, как сказал в приветственном слове доктор физико-математических наук Михаил Альес. А народы нашей страны и всего мира как раз и представляют это огромное плодотворное различие.
Если в позапрошлом веке этнографию воспринимали исключительно как изучение экзотических народов, то сегодня на первый план выходит прагматическая сторона деятельности специалистов этих областей.
Ученые института им. Миклухо-Маклая входили в состав рабочей группы по подготовке всех законодательных документов, касаемых реализации государственной национальной политики.
Специальность антрополога и этнолога востребована в областях межнациональных и религиозных отношений. Ученые входят в состав Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Именно учеными-этнологами была разработана концепция этнографического диктанта.
Изменения на рынке труда, его расширение и транснациональный характер требуют более точного научного измерения. На западе работа в сфере бизнеса и управления давно воспринимается как один из логических вариантов карьеры антрополога.
Процессы здесь изучаются не только с экономической, но и с социокультурной точки зрения. Специалисты по этнопрофилю работают во многих компаниях. Они отвечают за изучение рынка антропологическими методами, повышающими связь компании с ее аудиторией.
Менеджеры по кросс-культурным коммуникациям сопровождают контакты с иностранными партнерами, уточняют особенности переговоров – ведь традиции общения в разных странах отличаются, добиваются точных формулировок в переводе слоганов, текстов договоров и прочих материалов с учетом особенностей разных национальных культур. Растут заявки на экспертизу специалистов и в России.
При этом продолжаются фундаментальные исследования, главный метод которых – полевой, то есть – экспедиции, но к нему присоединяются новые. За последние годы под эгидой Академии наук по этой тематике издано более полутора тысяч книг, вышло огромное количество научных статей. Специалисты пытаются ответить на вызовы времени, изучают процессы, происходящие в мире.
Путь финно-угров
Поскольку конгресс проходил в Удмуртской Республике, отчетливо прорисовалась его подтема – история финно-угров, в частности, более подробно этот вопрос был освещен в докладах Алексея Загребина и венгерского ученого Золтана Надя. Гостям форума из разных регионов России было интересно узнать о финно-угорском дискурсе.
Первым исследователем удмуртов и финно-угров стал Андерс Шенгрен – секретарь графа Румянцева, который и финансировал экспедиции. Шенгрен посетил ингерманландцев, Новгородскую, Тверскую, Вятскую губернии.
На подъезде к Ижевскому заводу его ограбили разбойники и отняли не только деньги, но и собранные материалы. Но полиция нашла рукописи и вернула их гостю. Потом он еще раз возвращался в наши края.
Лучшие силы исследователей финно-угорских народов собрал до революции Казанский университет. Большой прорыв в отношении к изучению финно-угорского феномена сделал Матиас Кастрен – финский исследователь, который изменил стереотипы того времени, когда в Гельсингфорском университете (ныне – Хельсинкском) преобладали шведские направления в этнографии.
Взамен романтического метода – желания узнать о своем народе и его родственниках больше, сменил эволюционный. Он закрепился в Венгрии и Финляндии.
Профессор университета из г. Печь Золтан Надь рассказал на конгрессе об изысканиях венгерских ученных.
Перед ними в девятнадцатом веке стал вопрос: почему наш венгерский язык не имеет родственных в центральной и западной Европе? Где наши корни, откуда мы вышли? И по какому маркеру нужно судить о национальной принадлежности народа – по языку или его культуре и истории?
Осознавалось родство традиций с гуннами-кочевниками, но язык гуннов – тюркский. Прояснение наступило в связи с подъемом национального самосознания в период Габсбургской империи.
В конце девятнадцатого века ученые Бернат Мункачи и граф Янош Янко совершили несколько экспедиций в Сибирь, и собрали большое количество материалов, подтверждающих родство венгерского языка с языком обско-угорских народов ханты и манси.
После революции в России возможности приезжать в СССР не было, и изучение возобновилось только в 90-е годы прошлого века.
Довоенный советский период стал черным пятном для ученых финно-угроведов России. Многие были репрессированы и расстреляны. Возобновление научной работы относят к 1947 году, когда в Ленинграде прошла конференция уцелевших после репрессий и блокады специалистов.
Центром финно-угроведения стал Тартусский университет в Эстонии, где многое сделал Пауль Аристэ, позднее Алексей Петерсон.
Свои и «чужие»
Среди актуальных проблем, которые обсуждались на конгрессе и которые заинтересовали многих – не только записавшихся в эту секцию, стала миграция и взаимоотношения постоянных жителей и приезжих, и связанная с ней тема мобильности населения, характерная для сегодняшнего дня.
«Понаехавших» сегодня много во всех регионах России и в мире. Люди покидают родные места по разным причинам: в первую очередь в связи с негативными событиями – войнами, бедностью, враждебностью среды, социальной незащищенностью, отсутствием перспектив личного роста.
Следующий вопрос для изучения специалистов – как их встречает местное население, как идет адаптация в новой среде, какие возможности дает новое пространство жизни, какие негативные последствия вызывают в социуме различные напряженности, возникающие в процессе контактов мигрантов и постоянных жителей.
Ученые отслеживают процессы по вписыванию мигрантов в общество местных жителей. Так, на Дальнем Востоке первыми приезжими были китайцы. Период, когда к ним относились с опаской, прошел. Сейчас негативные настроения связаны с приезжими из Средней Азии, а китайцы, которые живут тут уже столетиями, воспринимаются нейтрально.
Следовательно, для вписывания мигрантов в социум нужно время, которое примиряет две группы населения, а также уважение к местным традициям.
Московские ученые тщательно изучают состав и тенденции в мигрантской среде таджиков, узбеков, выходцев с Северного Кавказа. По отношению к представителям Северного Кавказа сложился стереотип, который в какой-то степени подогревают телесюжеты и Интернет о преступных этнических сообществах, о неподчинении законам России.
Все это накладывает на приезжих желание сплотиться в этнические группы, где они ищут защиту и поддержку в случае опасности. На конгрессе прозвучал призыв – больше пишите и рассказывайте о позитивной стороне миграции – о том, каков вклад мигрантов в укреплении экономики страны.
А это – области строительства, торговли, хлопковыми тканями, работа в непрестижных сферах, куда не идут работать наши соотечественники.
Непростые отношения складываются даже при возвращении на родину предков репатриантов. Так, в Казахстане был объявлен призыв к казахам, уехавшим в 30-е годы от притеснений во время борьбы с кулачеством, в Монголию, Китай, вернуться на родину предков.
Им обещаны выплаты компенсации, льготы по устройству на работу, бес платная учеба, получение жилья в сельской местности. Многие откликнулись. Но репатрианты, называемые здесь оралманами, встретили непонимание со стороны постоянных жителей-казахов, которые были недовольны, что тем дают преимущества.
К тому же за годы жизни среди других народов казахи приняли иные черты быта, религиозных верований и обрядов.
Прозвучала на конгрессе и тема краха политики мультикультурализма на примере изучения конфликтности между британцами и мигрантами из Бангладеша и Пакистана. В Англии в промышленных районах и городах существуют национальные гетто: адаптация к британским ценностям малозаметна.
Люди одеваются в национальные одежды, плохо говорят на английском, их дети учатся в отделенных от британцев школах, сохраняются свои традиции и религия. Серьезные разногласия вызвала попытка отдать бывшую англиканскую церковь под мечеть. Не говоря уже о терактах последних лет.
Однако некоторые выступившие отмечают, что сегодня в России в молодежной среде мигрантофобия отошла на второй план, в то время, как на первый выступили украинская фашизация и терроризм.
Конгресс ученых антропологов и этнологов – событие важное для российской науки и российской жизни.
В его ходе были вброшены оригинальные и интересные идеи, представлены убедительные факты на основе социологических исследований и экспедиций, которые помогут органам госвласти лучше понимать происходящие в стране процессы и учитывать их при принятии управленческих решений.
Конечно, и для Удмуртии этот форум не пройдет без следа. В республике долгое время лидером в области энографии был и остается доктор исторических наук Владимир Емельянович Владыкин, труды которого по национальной мифологии, ее классификации и разъяснению смыслов, стали классикой финно-угроведения. Ему на смену готовится молодежь.
Это имя самого крупного удмуртского исследователя в данной области вспомнила с благодарностью на открытии конгресса Светлана Смирнова – председатель Совета Ассамблеи народов России.
Очень грустно, что УдГУ расстался с ним – крупным ученым, еще полным творческих сил и энергии, любимцем студентов и всей удмуртской интеллигенции.
Кстати, академик РАН, бывший министр по делам национальностей России Валерий Тишков подчеркнул на конгрессе: не нужно спешить закрывать кафедры и институты, занимающиеся гуманитарными науками, том числе антропологией и этнографией, сокращать число аспирантов и студентов, специализирующихся в этом направлении.
Так называемый процесс упорядочения научной структуры, затеянный Министерством образования и ФАНО России не полезен для населения страны и регионов.
Фото: пресс-служба главы и правительства УР
Газета «Удмуртская правда», 9 июля 2017г.