Пушкин и удмурты

    Картина с изображением александра сергеевича пушкина на набережной

    Статья этнографа, художника Удмуртии Семёна Виноградова

    В детские годы, читая стихи Пушкина, я завидовал тем народам, о которых писал Александр Сергеевич. Он упоминал о многих народах и народностях. В одном только стихотворении «Памятник» он перечисляет и славян, и финнов, и тунгусов, и калмыков.

    В те годы я еще не понимал, что А. С. Пушкин под именованием финн подразумевает все финно-угорские народы, включая и удмуртов.

    Многие скажут: да не знал он про удмуртов. Самое удивительное, что знал, да еще и лучше, чем сами удмурты сегодня знают о себе.

    Прожив на белом свете всего 37 лет, он поднялся до вершин литературного творчества и за короткое, отпущенное ему Богом время, успел помочь и нам, удмуртам.

    В чём эта помощь заключалась:

    Все наши поэты и писатели учатся на его произведениях, даже мы, художники, пользуемся его советами в жизни. Лично я старался прислушиваться к словам Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно / И не оспоривай глупца» – и к другому высказыванию: «Служенье муз не терпит суеты / Прекрасное должно быть величаво».

    Это его помощь творческой интеллигенции, но Александр Сергеевич помог и всему удмуртскому народу. Он сумел разглядеть сердцевину духовной и материальной культуры нашего народа и показал ее миру, способствуя сохранению до наших дней.

    Статью об удмуртах А. С. Пушкин заказал вятскому журналисту

    Статью об удмуртах А. С. Пушкин, редактор журнала «Современник», через своего друга Владимира Федоровича Одоевского заказал вятскому журналисту Алексею Ивановичу Емичеву. Уроженец г. Слободского Вятской губернии, Емичев хорошо знал удмуртов, изучал мифологию, записывал обряды, образ жизни удмуртов, окружающую их природу и задумывался об историческом пути этого народа.

    Фото журнала "современник"
    Литературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным. Выходил с 1836 года

    До 1174 г. Вятская земля была сплошь заселена удмуртами и только неболь- шая территория – марийцами. Кто знает, представителем какого из трех народов был сам А. Емичев? Может, он русский, может, мариец, а может быть, и обрусевший удмурт. Таких людей в Вятском крае насчитывалось тысячи. Почему приходится об этом думать? Потому что постороннему человеку редко удается так до мелочей, проникновенно изучить образ жизни другого народа, тем более что А. И. Емичев не был ученым, этнографом. Он великолепно справился с заказом — заданием А. С. Пушкина.

    Картина с изображением александра сергеевича пушкина
     Картина художника Ореста Кипренского «Портрет А. С. Пушкина» 

    Статья понравилась создателю журнала «Современник». Но к 1836 году Пушкин был хорошо знаком с царской цензурой. После выхода каждого тома журнала, первые три экземпляра необходимо было отсылать цензору, о чем в журнале есть приписка – указание цензора. А. С. Пушкин, как видно, доработал статью, введя несколько предложений, отвлекающих цензора.

    Как мне кажется, таких исправлений и добавлений три-четыре, и эти редак- торские правки касаются взаимоотношений христианства и язычества (это моя точка зрения). Известно, что государственной религией было христианство (православие) и исповедовать языческие верования было запрещено.

    Вот почему, я думаю, он ввёл в статью эпиграф: «Свет Христов просвещает всех». И вторая вставка, по-моему: «как черная капля в глубине светлого сосуда». Предложение получилось противоречивое.

    Вот текст А. И. Емичева после правки: «Любопытствуя узнать что-либо о вероисповедовании этих первообитателей моей лесной родины, я успел собрать некоторые черты их мифологии, и думаю, что малолюдное язы- чество, сохранившееся до нашего времени среди христиан, как черная капля в глубине светлого сосуда, достойно некоторого внимания». В этом предложении сохранилась главная мысль: «язычество … достойно некоторого внимания».

    Я считаю, что А. Пушкин ставил своей целью показать российскому и мировому читателю образ жизни удмуртов, сохранить духовную культуру и мифологию удмуртов и марийцев для потомков. И действительно сохранил.

    Я уже не один десяток лет занимаюсь обрядами, изучаю их, но до сих пор не знал, когда проводится обряд, связанный с дятлом.

    А благодаря пушкинскому журналу я узнал полнее этот обряд

    И кроме этого много интересного узнал для себя.

    Фото народного художника удмуртии семёна виноградова
    Народный художник Удмуртии Семён Виноградов
    фотография — udmdunne.ru

    О человеческом, добром отношении А. С. Пушкина и А. И. Емичева к удмуртам говорят два факта

    В книге Н. Козлова «Философские сказки» ярко рассказывается о св. Стефане Пермском, как он искоренял традиционную веру коми, коми- пермяков и удмуртов – народов, близких друг другу по языку и обычаям.

    Автор пишет:

    «Преподобный Стефан прославился своей деятельностью по распространению Христианства. А, именно, он отправился в Пермскую область, где народ жил тогда по своему обычаю и своей вере, молясь своим богам. И вот, придя в чужой край, Стефан начал свои великие подвиги…
    Однажды преподобный раб Божий, молясь Богу, сотворил молитву и вошел в некое место, где была их знаменитая кумирница, иначе капище и собрался разорить идолов. И опрокинул жертвенники, и богов сравнял с землей, и с Божьей помощью знаменитую их кумирницу поджег, огнем запалил ее.
    Все это сделал один, когда идолослужители не знали и кумирников не было, и не было ни спасающих, ни защищающих. Какое рвение было у преподобного против статуй, которых называли кумирницами, как возненавидел он их из-за непомерной мерзости! И совершенной ненавистью возненавидел их, и до конца их ниспроверг, и идолов попрал и кумиров сокрушил, богов с землей сравнял.
    Те статуи, высеченные, изваянные, вырезанные ниспроверг, и топором посек, и огнем испепелил, и пламенем пожег, и без остатка их истребил.
    Неленностно сам со своими учениками по лесам обходя, и по погостам выспрашивая, и в домах ища, и в лесу находил, и здесь и там всюду находил, пока все кумирницы не уничтожил и до основания их не искоренил, и ни одной из них не осталось».

    «Почему местные жители не убили его на месте»? – спрашивает автор.

    Понятно: по Российским законам их судили бы за убийство. А против его действий Российского закона не было. И Стефан рушил культурные ценности, совершал надругательства над кладбищенскими памятниками, уничтожал то, что было свято для этих народов.

    По современному Российскому и Международному законодательству это преступление. Но в те времена церковь оценивала такие деяния иначе: преподобный Стефан стал Епископом Пермским, после смерти был канонизирован в святые, его жизнь и подвиги занесены в Житие для воспитания подрастающих поколений.

    Алексей Иванович Емичев и Александр Сергеевич Пушкин бережно собирают по крупицам исчезающие народные обряды и рассказывают о них читателям журнала как о культурном достоянии России. А Стефан Пермский со своими учениками стирал с лица земли ценные памятники истории и культуры.

    Благодаря таким людям, как Пушкин и Емичев, Кони и Короленко, Пуцек- Григорович и Луппов, немногочисленный удмуртский народ сумел сохранить до наших дней многие свои обряды и обычаи, одежду и язык, фольклор и мифологию.

    В знак благодарности я пытаюсь написать картину «Пушкин и удмурты». Пусть к 200-летнему пушкинскому юбилею удмурты узнают о его непосред- ственном участии в истории и культуре нашего народа. И пусть мой удмуртский народ никогда не забывает его в числе своих благодетелей.


    Автор статьи — С. Н. Виноградов — народный художник Удмуртии, этнограф
    материал опубликован в журнале Ежегодник финно-угорских исследований
    2009 г