От праздников к празднику. Часть вторая
Рано утром в воскресенье, когда еще мы спали, родители слегка хлестали нас веточками вербы, приговаривая: «Висенъёс мед кошкозы, зеч мед дышетскоз, зок мед будоз» (» пусть все болезни уйдут, пусть хорошо учится, большой пусть вырастет»).
Мы поддавались родителям, знали, что это совсем не больно и так нужно. Ветки вербы клали за образами, затем ими выгоняли скот на пастбище, говорили: «сюрестэз берлань гуртэ шедьтэ», «обратно дорогу домой найдите». В среду перед Великим четвергом ходили в лес, наламывали несколько веточек вереса (можжевельника) и развешивали над дверным проемом. Считалось, что верес защищает от злых духов. Также ночью над дверьми рисовали углем крестики, так как ночь перед Великим четвергом считался нехорошим, ночь нечистой силы.
В четверг рано утром в доме все скреблось, мылось. Стены тогда были деревянные, необклееные. Топили баню. Во дворе разводили костер. Сначала сжигали ветки годовые вереса, затем бросали в огонь молодые ветки. В это время прыгали через костер. Таким образом происходило очищение. Дома перед большой печкой пекли табани. Взрослые завязывали нам на запястье цветные шерстяные нитки. «Зок мед будод, визьмо мед луод, ноку но энь вись»(«большой расти, умным будь, не болей»). А вечером шли на реку Лекму (д.Ворца, Ярский район) и бросали в воду с моста, приговаривая: «Вичак уродэс мед кошкоз, син усъёнъес но висенъёс мед кошкозы. Зечез мед кылез».( «Пусть все плохое уйдет, сглазы , болезни. Хорошее только пусть останется»). Но в это время река Лекма сильно разливалась и было страшно туда ходить. Поэтому часто запускали в ручейки, которых было много на улицах деревни. Некоторые связывали на дерево. Но взрослые говорили, что «толаса улоз, висьыса улод, висенэд дорад луоз»(«ветер будет бить, болеть будешь, болезнь с тобой останется»).
Еще в Великий четверг был обычай считать деньги. Считали очень интересно, одну копейку называли один рубль (одиг копейка — одиг манет), десять копеек — десять рублей (дас копейка-дас манет) десять рублей — сто рублей (дас манет — сюрс манет). Считали только железные, бумажные не считали.
После Великого четверга шли Великие Пятница и Суббота. Затем наступала Пасха «Великтэм». Очень ждали Пасху. Накануне красили яйца. Пекли шаньги, варили гуся, кашу из ячневой крупы на гусином бульоне. Целый день ели яйца. Ходили по крестным. В Ворцах был обычай. Он до сих пор сохранился. Утром в дом должен зайти мужчина и пожилой. Поэтому с раннего утра по родственникам первые шли старики, раздавали крашеные яйца. С обеда — пожилые женщины. С вечера — молодежь. Потом качались на качелях, пели песни, играли на гармошке, плясали. Деревня была большая, поэтому качели делали в нескольких местах».
В книге «Культовые памятники и сакральные объекты бесермян» Елены Поповой описано, что в Великий четверг ходили и за целебной водой, которую хранили весь год.
«В Великий четверг в ведро клали серебряную монету и ходили на родник за водой» (ПМА, 1993. Калинина Д.И., д. Гордино).
«В Великий четверг утром рано приносили с ключа «новую воду». Ею опрыскивали скот, детей. Плаксивым детям умывали лицо» (ПМА, 1992, д. Шамардан).
«И сейчас на Великий четверг и Крещение воду приносят из ключа. С встречными не разговаривают. Потом эту воду на скот брызгают, лицо ею умывают. Пьют». (ПМА, 2000. Балтачева Т.С., д. Тылыс).