Настольные игры с удмуртским колоритом
В конце октября в Штабе городских проектов “Лифт” прошла презентация проекта “Chukinder” (“Чукиндэр”) – творческого объединения, работающего над созданием настольных игр на удмуртском языке.
Популярное хобби уже давно захватило молодежный мир — существуют десятки разновидностей настольных игр на любой вкус, однако, с национальной культурой их сюжеты пересекаются довольно редко.
Ребята из организации “Шунды” решили исправить такое положение дел и попробовать приблизить “настолки” к отражению этнических традиций.
По мысли авторов проекта, их игры должны помочь удмуртской молодежи узнать о культуре и языке своего народа, а также, познакомить гостей из разных регионов и стран с удмуртами.
Начало серии игр положил аналог знакомой многим ролевой настольной игры “Мафия” под названием “Вожодыр” (“Время святок”). Основу сюжета составляют герои удмуртских мифов — Алангасар, Палэсмурт и другие. Каждый из них наделен чертами, которые соответствуют представлениям об этих персонажах в народных поверьях.
У необычного названия проекта своя история. “Чукиндэр” — уникальное для удмуртского языка слово. Именно так называют свёклу только в родном для автора проекта районе нашей республики — Граховском.
Об идее проекта, популярности настольных игр и планах на будущее активист объединения удмуртской молодежи “Шунды” Вадим Крестьянинов рассказал в интервью Дому Дружбы народов:
Вадим, расскажи, как ты придумал проект настольных игр?
— Идея пришла мне в голову после того, как я побывал на учебной практике в Беларуси (Вадим учится на картографа в УдГУ — прим.ред.).
Вообще, мне самому всегда нравились настольные игры, а в Беларуси я однажды побывал в одном интересном сувенирном магазине, где продавались различные национальные вещи, в том числе, и настольные игры.
Меня они настолько привлекли, что мне захотелось сделать похожие на удмуртском языке. Своими мыслями я делился с друзьями, и они поддержали мой замысел. Так собралась наша команда, и мы взялись за работу.
Ваша первая игра — Вожодыр, — своего рода аналог “Мафии”. Но в чем ее принципиальное отличие? И почему вы решили начать серию игр именно с нее?
— Да, это аналог игры “Мафия”, но наша отличается не только тем, что она на удмуртском. Главное в ней то, что мы добавили в нее яркого удмуртского колорита.
Когда мы продумывали сюжет, мы задавались вопросом: как бы выглядела “Мафия”, если бы она зародилась в Удмуртии. А начать с нее мы решили потому, что сама игра максимально проста, понятна и наверняка знакома почти всем студентам и школьникам.
Какие игры планируете выпускать дальше?
— Вторая игра уже готовится, название мы еще не придумали, но это будет аналог игры Memory. Состоит она из 50 карточек с картинками, переворачивая которые нужно запомнить, а затем найти пару одинаковых.
В нашем случае изображения будут связаны с удмуртской культурой.
Например, дукес (женский кафтан) или крезь (музыкальный инструмент). Но в наших замыслах и более сложные и интересные игры, такие как Монополия или Экивоки.
У вашего проекта довольно яркий и запоминающийся визуальный образ, чья это заслуга?
— Мы работаем с разными художниками, первую игру нам рисовал молодой художник Леонид Бусыгин. В нашем проекте участвуют те художники, чей творческий путь только начинается, и мы даем им возможность раскрыться, проявить себя.
К примеру, работают с нами и ребята из лагеря для одаренных детей «Шундыкар”.
Как думаешь, игры будут популярны только среди удмуртов?
— Будем надеяться, что мы заинтересуем широкую аудиторию, поэтому уже готовим новую версию первой игры с пояснениями на русском и английском языках. На карточках будут рассказы о каждом из мифологических героев.
Подробнее о проекте – в группе Chukinder ВКонтакте и на сайте
Фотографии: группы ВКонтакте Chukinder и Штаб Городских Проектов «ЛИФТ» Ижевск
А какие настольные игры на удмуртском языке хотите увидеть вы? Пишите в комментариях, мы обязательно передадим пожелания Вадиму