Мнацакан Аракелян — о проектах «Урарту», помощи трудным подросткам и армянской кухне

    Мнацакан аракелян - о проектах «урарту», помощи трудным подросткам и армянской кухне 1

    Мнацакан аракелян - о проектах «урарту», помощи трудным подросткам и армянской кухне 2

    Какие из ваших проектов вы считаете наиболее интересными, значимыми?

    М.А: Любой проект, который направлен на укрепление дружбы народов, населяющих Удмуртию — это уже огромный плюс. Из самых наших наиболее приоритетных проектов — строительство армянской церкви. Мы создали «маленькую Армению» в Удмуртии — у нас есть теперь школа, библиотека, церковь.

    Другой наш приоритет — сохранение армянского языка, культуры и истории. Нам дана возможность в Удмуртской Республике для сохранения и популяризации нашей культуры. Дом Дружбы народов предлагает нам всем свои услуги бескорыстно. Обратись — и все твои прошения будут претворены в жизнь.

    Также мы занимаемся благотворительностью. Мы в течение прошлого года 23 раза были в детских домах-интернатах. В этом году у нас тоже были мероприятия разные — в Малой Пурге, Можге. Одним словом, любая программа, которая была принята со стороны руководства диаспоры и поддержана членами общины — является приоритетной.

    В 1995 году в Ижевске была открыта армянская воскресная школа. Насколько она повлияла на популяризацию армянского языка в Удмуртии?

    М.А.: На сегодняшний день у нас в воскресной школе 4 педагога. Они ведут армянский язык, историю, литературу, письменность. Но, Вы знаете, сперва армянский язык популяризирует мама. Если в семье мама воспитывает детей на русском, удмуртском, армянском языке — ребёнок будет говорить на нём. Мама в семье должна быть богиней и для мужа и для детей. Сохранение культуры и языка даёт не сколько школа, сколько родная мама. В исчезновении языка не виноваты не Министерство образования, не государство — виноват всегда человек. И главным образом — мама, которая должна передавать тот язык, который получила она от предков.

    С другой стороны, она должна иметь возможность это делать: муж — зарабатывает, а жена — воспитывает. Если мальчик приходит в воскресную школу и говорит на чистом армянском языке — дальше уже очень легко работать с этим ребёнком. А если ребёнок приходит, не зная армянский язык — он чувствует затруднения при его изучении и впоследствии не проявляет рвения к изучению армянской культуры. Если ребёнку что-то тяжело даётся — он, как правило, старается отойти от этого вопроса. Воскресная школа является лишь дополнительным источником языкознания, его основой является материнское воспитание.

    Мнацакан аракелян - о проектах «урарту», помощи трудным подросткам и армянской кухне 3

    У «Урарту» есть проекты, ориентированные на трудных подростков. Насколько эффективно эти проекты влияют на реабилитацию ребят?

    М.А.: Вы знаете, у нас есть проекты, посвящённые не только трудным подросткам, но и ребятам с задержкой умственного развития. Мы чувствуем себя на седьмом небе от счастья, что мы можем кому-то дать, ничего не попросив. Если ты сделал добро — в будущем оно обязательно вернётся. И, смотрите, с трудными подростками работают не только члены «Урарту», но и активисты организации армянской молодёжи «Гарни». Они приглашали ребят в армянскую церковь, показали армянские семейные традиции, провели мастер-классы.

    Также с трудными подростками проводились соревнования по шахматам и футболу. Только в этом году мы 3 раза организовали мероприятия через Общественный совет МВД по Удмуртской Республике. Недавно мы провели мероприятие, посвящённое новому учебному году. 50 детей получили сумки, ручки, тетради, книги.

    Результат какой? Я помню одну девочку, которую лет 5 назад пригласили в футзал. Мы заметили, что она играет прекрасно — и сегодня эта девушка играет в сборной Удмуртской Республики. Она встала на правильный путь. Когда мы разговариваем с ребятами — сперва у них нет интереса, а потом через несколько минут они начинают задавать вопросы об армянской культуре. Это не чёрствые дети — им нужно подавать руку помощи, и они найдут правильный путь в жизни. Удмуртия — одна семья. Если дети будут нарушать закон — от этого будут страдать мои дети, моя семья, мои друзья — и поэтому мы должны быть рядом с ними.

    Мнацакан аракелян - о проектах «урарту», помощи трудным подросткам и армянской кухне 4

    В настоящие момент в Удмуртии проводятся множество кулинарных фестивалей, где представлены блюда национальных кухонь различных народов. Армянской кухне есть чем гордиться — мясные блюда, овечьи и козьи сыры, десерты. Есть ли у вас в планах проведение собственного кулинарного фестиваля?

    М.А.: А знаете, это очень интересный вопрос. Мы не только хотим провести фестиваль, но и можем. У нас многие активисты умеют хорошо готовить. недавно даже выигрывали I место в соревновании по лепке пельменей. Наши женщины использовали не только традиционные ингредиенты — тесто, мясо, соль, воду — но и добавляли вместо воды молоко, по армянским рецептам. Мы также хотим открыть армянский ресторан. Мы не хотим маленькую столовую или забегаловку — нет, мы хотим создать именно ресторан, чтобы жители и гости Удмуртии смогли оценить по-достоинству аутентичную армянскую кухню.

    А пока мы предоставляем блюда армянской кухни на различных праздниках — в том числе на нашем ежегодном празднике воды Вардавар. В этом году каждый желающий смог попробовать шашлык и различные армянские сладости.

    Мнацакан аракелян - о проектах «урарту», помощи трудным подросткам и армянской кухне 5

    Прошло 25 лет с момента образования как Министерства национальной политики Удмуртской Республики, так и организации «Урарту». Получается, ровесники. Каковы итоги вашей совместной работы?

    М.А.: В 1994 году было образовано Министерство национальной политики. Теперь каждый активист отвечал своими поступками не только перед своей диаспорой, но и перед Министерством. Тогда в его руководстве были Светлана Смирнова, Владимир Завалин — мы со всеми руководителями находили общий язык и трудились вместе. Уже с первых лет существования Миннац играл лидирующую роль в жизни национальных диаспор, оказывал финансовую помощь. Люди удивлялись и восхищались: «Вот это да — в Удмуртии дают армянам деньги на сохранение культуры, проведение праздников!»

    Понимаете, есть народы, которые могут жаловаться, что Министерство мало делает для сохранения культуры. Министерство в первую очередь даёт направление, оказывает ресурсную поддержку — а делать должен уже сам народ. Например, Министерство предоставляет помещение — комнату, класс, студию, сцену — где мы бы могли вести свою работу по сохранению и популяризации нашей культуры. И сейчас мы получаем эту поддержку от Дома Дружбы народов. Когда ты заходишь в Дом Дружбы, ты знакомишься с культурными традициями разных народов: армян, марийцев, татар, удмуртов. Если тебе интересно — заходи, смотри, общайся, познавай — никто тебе не запретит. Это единственное здание, которое объединяет нас всех.

    Вот пример объединения — в этом году праздник Вардавар посетили представители 18 народов. 7 народов представили свою культуру со сцены. Это же чудо! И шахматные турниры для представителей национально-культурных объединений — в них принимают участие азербайджанцы, грузины, русские, татары, удмурты. Это — результат совместной работы с Министерством национальной политики. Министерство всегда протягивает свою руку помощи — поклон им за это!

    #армянеУдмуртии #Миннац25 #МиннацУдмуртии