Кто такие старообрядцы?

    Старообрядцы, ч/б фото

    История старообрядчества

    Это история русского народа, принявшего святое крещение в 988 году. Великий князь Владимир Святославович крестил Киевскую Русь, провозгласив государство православным и дав начало истории Русской церкви.

    Вместе с постепенным устранением языческих верований, крещение дало укрепление власти в стране, улучшило международные отношения (в особенности с Константинополем) и способствовало объединению этносов на Руси.

    С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период.

    Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донёсшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания.

    Появляются свои святые (Сергий Радонежский, Пётр и Феврония Муромские, Борис и Глеб и др.), их иконы, жития, каноны, появляются переводы священных текстов, древнейшие литературные памятники, апокрифы и летописи.

    В общем, крещение, как выяснилось, это полезное для становления государства мероприятие.

    Однако в этой замечательной исторической религиозной картине Руси в XVII веке происходит раскол церкви: патриарх Никон решает издать свою реформу, направленную на изменение действующих обрядов в печатных книгах ради унификации с греческими обрядами (поскольку с греческого многое не переводилось, а потому печаталось на свой манер, то многое в старообрядчестве патриарх считал неточным).

    При участии царя Алексея Михайловича и ещё некоторых православных патриархов в 1650-1680 годы происходил процесс реформации.

    Никон лично влиял на церковную литературу, а прежние исправители только обозлились, став его противниками. Конечно же, нашлись и те, кому не понравилось решение Никона. Их на Московских соборах 1656 и 1666 года и на Большом Московском соборе, состоявшемся в 1667 году, предали анафеме.

    Это и были старообрядцы.

    Смотрите по теме: Этника. Староверы

    Яркий пример вражды старообрядцев и новообрядцев заключается в отношениях протопопа Аввакума и патриарха Никона. 

    Изображения аввакума и никона
    Аввакум и Никон
    (Источник: https://zen.yandex.ru/media/thedailyplanet)

    Кто такой Аввакум? 

    Всё просто: это идейный вдохновитель старообрядцев и их фактический лидер. Протопоп Аввакум был известен своей строгостью и трепетным отношением к православию, благодаря чему стал самым яростным противником реформы Никона.

    Стоит отметить, что существует даже литературный памятник – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», из которого можно узнать очень много о жизни, семье, деятельности и смерти протопопа.

    Известно, что, как и многих протестующих старообрядцев, Аввакума отправили в Сибирь, а в 1666 году, после низложения Никона до сана монаха, царь Алексей Михайлович пригласил протопопа в Москву, уговаривая принять новые обряды.

    Аввакум был непреклонен. Даже более: при царе Фёдоре Алексеевиче протопоп в письме выразился об его отце Алексее Михайловиче следующим образом: «Зри умо зверя летописнаго: крестящейся тремя перстами поклоняются. Се зверь двоерогой — бес!».

    За это Аввакум поплатился жизнью – в 1682 году протопопа сожгли.

    Картина мясоедова «сожжение протопопа аввакума»
    Картина Г.Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума» (1897г.)
    (Источник: https://news.myseldon.com)

    Суть Никоновской реформы: отличия старых и новых обрядов

    Хотя реформа касалась печатных церковных книг, отличия были существенными.

    • Во-первых, по старому обряду креститься следовало двумя перстами, олицетворявшими «Исуса и Бога». Теперь же креститься нужно тремя перстами – Отец, Сын и Святой Дух.
    • Во-вторых, кланяться обязательно требуется по пояс, а не в пол, как ранее.
    • В-третьих, изменилось написание имени Иисуса, т.к. ранее писалось с одной буквой «И».
    • В-четвёртых, вводилось в принципе слово и понятие «православия».
    • В-пятых, крест стал четырёхконечным, а не восьмиконечным.

    Это только основные моменты. В литературе действительно изменился манер обрядов, а также изменилось написание икон.

    Изображение иисуса в новообрядческой и старообрядческой церкви
    Разница в написании икон: слева новобрядческая, справа – старообрядческая, на примере иконы Спаса Нерукотворного
    (Источник: https://ruvera.ru)

    Различие церквей

    Первое, что бросается в глаза при виде абсолютно любого здания – его архитектура. Так вот, визуально никоновская и старообрядческая церкви практически ничем не отличаются.

    Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

    В беспоповских храмах старообрядческих церквей может и не быть алтарной апсиды (это полукруглый или многогранный выступ в восточной части храма, обычно это место наполнено мозаиками, росписями и имеет три окна).

    Фото казанской старообрядческой церкви иконы божией матери
    Казанская старообрядческая церковь Иконы Божией Матери
    (Источник: http://images.esosedi.org)

    Но самое главное, по чему вы можете определить принадлежность храма, находится наверху.

    У старообрядцев обычный восьмиконечный крест без каких-либо украшений, в то время как в современных церквях он четырехконечный, со всевозможными украшающими модификациями.

    Свечи и паникадила: внутри старообрядческих храмов, в основном, используются настоящие свечи, а не электрическое освещение. Иконы только медолитные и рукописные, написанные в канонической стилистике.

    Далее отличительной чертой является наличие подручников. Поскольку старообрядцы кланяются в пол, то для удобства используются специальные коврики. Также во многих беспоповских храмах есть сидения (хотя есть расхожее мнение, что их попросту нет).

    Беспоповские храмы староверов

    В XVII веке был убит последний епископ старообрядцев, в связи с этим появилась проблема назначения санов. Священников назначают епископы, для того, чтобы было кому проводить религиозные обряды и таинства.

    Со временем старообрядцы решили, что в крайних случаях будут сами назначаться. Это позволено для обрядов крещения и исповеди. Поэтому-то и существуют беспоповские храмы.

    (P.S. если вам интересно посмотреть на беспоповские храмы – https://navigator.starove.ru/cat/hrami-belief-bezpopovskie-current/)

    Современные старообрядцы

    Фото современных старообрядцев в церкви
    Источник: https://azbyka.ru

    На сегодняшний день российское старообрядчество разделено на несколько конфессий, имеющих два основных направления: поповское и беспоповское, а также четыре согласия.

    К поповскому направлению относятся Русская Православная старообрядческая Церковь, являющаяся крупнейшим старообрядческим объединением, и Русская Древлеправославная Церковь.

    К беспоповцам принадлежат Древлеправославная Поморская Церковь и Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия.

    Можно понять, что на сегодняшний день старообрядцы не имеют никакого централизованного сообщества. Но это на первый взгляд. Неформально очень многие прихожане знакомы друг с другом, часто поддерживая контакты. Собираются для молитв и «добрых дел».

    Живут эти люди согласно Евангелию. Утром и вечером традиционно молятся. Занимаются своей работой, ведь она не запрещена священными книгами. Едят что хотят, если, конечно же, не наступил Великий Пост.

    Всё-таки староверы – это обычные люди со своим укладом жизни и ценностями.

    В статье использованы материалы сайтов: Русской Православной Старообрядческой Церкви, Яндекс.Кью, studopedia.ru, switki.ru, РИА Новости, Русская вера

    Заглавное фото: https://sandra-rimskaya.livejournal.com