Крепкие традиции. Зачем российским немцам родной язык?
«Югендхайм» («Jugendheim») — организация молодых российских немцев. В Удмуртии она была создана ровно два десятилетия назад. Сегодня Марианна Антонова, председатель, рассказывает корреспонденту «АиФ в Удмуртии» о любви потомков немецких переселенцев к культуре и языку предков.
Российские немцы
Юлия Ардашева, «АиФ в Удмуртии»: Вас всех объединяют немецкие корни?
Марианна Антонова: У кого-то они есть, у кого-то нет. Национальный признак для нашей организации не принципиален, главное — интерес к этой культуре.
Кстати, в Ижевске немцев мало — меньше 1%, по данным переписи населения. Последняя историческая волна переселения немцев в Россию выпала на послевоенное время: тогда немецких военнопленных привозили в города страны как трудовые ресурсы. Но Ижевск был закрытым городом, а вот в Глазове, Балезино, где хватало тяжёлой работы, немцев много. И сейчас там есть отделения нашей организации.
Зато Ижевск может гордиться «немецкой» историей практически с момента своего основания. В XVIII веке немцы были приглашены в Россию Екатериной II, и в Ижевске они оставили память о себе как хорошие врачи, оружейники, ювелиры. Транслировать историю в настоящем — тоже задача нашей организации. Но в целом мы ориентируемся на культуру: изучаем немецкие танцы, песни, учим язык.
— Вы могли бы дать мне интервью на немецком?
— Сходу, без подготовки вряд ли. С языком вопрос болезненный: российские немцы его потеряли. Конечно, мы смотрим какие-то фильмы, делаем их переводы, проводим вечера поэзии, читая Гёте, пытаемся общаться на нём с нашими зарубежными партнёрами. Но до совершенства ещё далеко.
— Может быть, лучше сохранились черты немецкого характера?
— Пожалуй, да. Мы точно имеем немецкую педантичность: на наших мероприятиях строгий регламент, недопустимы опоздания.
— «Югендхайм» отметил в марте 20 лет. Как?
— Для нас 20-летие организации — значимое событие, и одним праздником оно не ограничится. Тема юбилея будет звучать на каждом мероприятии. Сам день рождения мы отметили семинаром «Ural.org» — к нам приезжали ребята из разных городов и населённых пунктов Уральского региона, работали образовательные площадки. А потом мы устроили в ресторане вечер в стиле Jugendheim-TV.
Свой круг
— Общественная организация — это хороший ресурс для молодёжи?
— «Jugendheim» изначально был одним из самых массовых национальных объединений. В нашей практике — молодёжные обмены с регионами России и, конечно, Германией. Думаю, что каждый участник организации побывал там. Многие в итоге вернулись на свою историческую родину.
Сегодня у нас немногочисленная команда, но ресурс остался. Через общественную организацию мы имеем международные контакты, приглашения на площадки, где помогают писать проекты, на обучающие семинары. Сейчас мы активно принимаем стажёров из Германии. Это специалисты по работе с молодёжью, и им интересен опыт Удмуртии, куда они приезжают на практику.
Наше новое увлечение — медиапроекты: уже записан караоке-диск, придуман мультфильм на немецком. Одна из наших крепких традиций — работа воскресной школы «Kindernest» («Детское гнездо») при нашем центре, где дети занимаются немецким языком и рукоделием. А летом мы устраиваем лингвистический лагерь с дневным пребыванием.
— Члены вашей организации, вырастая, перетекают во взрослую?
— Мы, бесспорно, дружим с Немецкой национально-культурной автономией УР, традиционно участвуем в её фестивале немецкой культуры. Изначально была задумана система: сначала «Jugendheim» — он даёт «золотой фонд» тех, кто вышел за рамки 30 лет, — и переход в автономию. Система сработала с несколькими участниками, и сейчас немецкую автономию возглавляет выходец из «Jugendheim». Но ситуация изменилась. Хотя средний возраст в нашей организации — 30 лет, уходить от нас не спешат: у нас больше, нежели у «взрослых», движения, проектной деятельности. Думаю, мы ещё надолго сохраним этот состав.