Героизм без национальных границ
«Несколько лет тому назад подросток обезобразил свастикой стену Еврейского общинного центра в Ижевске. Напоминанием этому служит грязное пятно, которым службы ЖКХ замазали позор тех, кто в своё время не довёл до сознания подростка, что нёс нацизм всем народам нашей страны. Возможно, и не было бы у подростка ненависти к евреям, если бы он знал, что еврейское население страны, потерявшее более двух миллионов людей всех возрастов, дало стране 107 Героев Советского Союза. Так пришла идея создания проекта», — рассказывает Марк Гольдин, руководитель проекта, председатель общественного еврейского благотворительного фонда «ХЭСЭД-АРИЭЛЬ» Удмуртской Республики.
Конкурс эссе “Герои народа — герои страны” ведёт свою историю с 2015 года. Он начинался с творческого соревнования для школьников удмуртской столицы. Сегодня проект известен широкой публике во всех уголках нашего региона. В минувшем году проект стал победителем конкурса Фонда президентских грантов.
Новая страница в летописи военно-патриотического проекта для школьников была открыта благодаря тому, что организаторы решили обратиться к хранителям Национального музея республики. В фондах музея находится более 800 писем с фронта, в том числе и целые семейные переписки на русском, удмуртском и татарском языках. В районных и школьных музеях республики фронтовые треугольники также одни из наиболее ярких экспонатов. Открыть этот уникальный фонд источников и предложили учащимся школ. В конкурсной программе появились новые номинации — помимо эссе о жизненном пути участников событий военных лет, ребята представили на суд жюри сочинения по изученным ими письмам с фронта и большие исследования текстов военной корреспонденции.
Первое знакомство с обновленным проектом состоялось в начале ноября прошлого года во время выездного лагеря для активистов школьных музеев. Именно тогда для школьников со всей республики были проведены практические занятия по работе с письмами с фронта. А уже в конце ноября в Доме Дружбы народов прошёл семинар, собравший экспертов проекта и педагогов для обсуждения вопросов проведения конкурса.
“Там, где возникает хорошая идея, туда притягиваются и ресурсы для ее реализации. И в этом году к проекту подключились не только национально-культурные объединения, но и сотрудники Национального музея Удмуртии и Национальной гимназии им. К. Герда. Мы объединили наши замыслы того, как сделать так, чтобы праздник 9 мая был прочувствован, а не просто красным цветом обозначен в календаре, чтобы он нашел отражение в сердцах и умах молодого поколения”, — делилась с участниками семинара министр национальной политики Удмуртии Лариса Буранова.
Результаты масштабной работы участники представили уже в начале весны, когда конкурс преодолел школьный и муниципальный этапы. В марте в национальной гимназии им. К. Герда прошла защита исследовательских работ “Строки судьбы”. Гимназисты обнародовали итоги совместной работы с сотрудниками Национального музея. Ученики 5-10 классов детально изучили письма из фондов. Объектом внимания гимназистов стали биографические сведения авторов посланий с полей сражений. Кроме того, школьники интересовались их боевыми заслугами и тем, какой путь каждый солдат преодолел в годы войны. Среди работ, представленных участниками, был также лингвистический анализ писем с фронта.
“Каждое письмо — это судьба, это история жизни. Каждая строчка — экскурсия в прошлое. Расшифровать их и проследить жизненный путь автора очень непросто. Вы знаете о Великой Отечественной войне только из фильмов, из рассказов. Очень немного осталось ветеранов, не каждому из вас посчастливилось с ними побеседовать. Тем не менее, вы сделали очень важное дело”, — обратилась к ученикам директор гимназии Татьяна Волкова.
Вместе с первыми результатами конкурса был запущен сайт-каталог «Письма с фронта». На интернет-ресурсе были опубликованы распознанные и переведённые тексты фронтовых писем, а также их сканированные изображения. Многие письма переведены с удмуртского на русский язык. Возможность дополнить каталог посланий предоставлена всем желающим. Кроме того, на портале будут опубликованы конкурсные работы участников и методические материалы.
Окончательные итоги просветительского проекта организаторы подвели в канун празднования Дня Победы. В Доме Дружбы народов встретились лучшие участники научно-исследовательского конкурса и их педагоги-руководители.
“Всё, что в майские предпраздничные дни заставляет задуматься, всё, что привлекает внимание к теме Великой Отечественной войны. Всё, что относится к такому серьёзному и весомому слову “патриотизм” — крайне важно. Сегодняшнее мероприятие, которое завершает долгую и масштабную работу в рамках этого проекта — ещё более важно, потому что речь идёт о содружестве народов в борьбе с фашизмом, речь идёт о той исторической правде, которая объединяет многонациональный народ нашей страны”, — заключила министр образования и науки Удмуртии Светлана Болотникова.
Проект “Герои народа — герои страны” образца нынешнего года завершается на мажорной ноте — победители, а их 9 человек, вскоре посетят Москву с военно-патриотическим туром. Кроме того, у масштабной инициативы амбициозные перспективы. На торжественном награждении их очертила министр национальной политики Удмуртии Лариса Буранова:
“Мы уже опробовали этот проект в Ижевске, теперь провели на уровне республики, и я думаю, что пора предложить регионам, во всяком случае соседям, включиться в эту работу. Не сомневаюсь, что это замечательная идея, которая может стать межрегиональной. Что даёт этот конкурс? Он даёт нам возможность ещё раз познакомиться с великим уроком, который вынесло всё человечество 74 года назад”.
Как модно сейчас говорить, в третьем сезоне проекта число участников практически превысило 1000 человек. Благородная миссия конкурса объединила школьников республики в интересе к изучению самых судьбоносных событий в истории нашей страны. Автором лучшего эссе по письмам с фронта стал ученик глазовской гимназии Ростислав Маркин.
«22 августа 1942 года, на берегу Дона, фашистские войска были вынуждены отменить свое наступление в связи с атакой с соседнего берега. Вот только немцы не знали, что неравный бой ведут всего лишь три советских разведчика, среди которых и был мой прадедушка. Смельчаки не надеялись уйти живыми из боя, и мой предок написал на бумаге о сложившейся обстановке. Записка была закопана под землю и была найдена лишь спустя 27 лет, увековечив память о моём прадедушке», — пишет в своей работе Ростислав.
Среди тех, кто представил работы в номинации “Эссе на тему “Герои народа — герои страны” первое место заняла Наталья Балтачева, ученица Кигбаевской школы Сарапульского района. Дипломом победителя за исследовательский проект по биографии педагога Самуила Певзнера, эвакуировавшего детей из оздоровительного лагеря на линии фронта, отмечена Софья Шарычева, ученица Каракулинской средней школы.
Музейные уроки и самостоятельная исследовательская работа — не одноразовая акция. Ее результаты не остаются в стенах учебных заведений, они становятся вкладом в сохранение исторической памяти и просвещение публики. Заметный итог нынешнего конкурса — выставка “Треугольники судьбы” в Национальном музее Удмуртии, на которой школьники-участники проекта провели экскурсии в День Победы. Это недвусмысленный символ того, что знания о судьбах, трогающих до глубины души, подвигах, вызывающих гордость и отношениях людей в годы тяжелых испытаний, не будут преданы забвению ни одним из живущих сегодня поколений.