Дом Дружбы народов — от идеи до воплощения
В преддверии 10-летия создания Дома Дружбы народов Удмуртской Республики начинаем серию воспоминаний людей, которые знают много интересных фактов из истории и современности знакового места столицы республики. Первым вспоминает, как всё зарождалось, проектировалось и возводилось — Александр Горяинов, экс-руководитель Администрации Президента и Правительства Удмуртии (2000-2014 гг..)
Ностальгический разговор за чашкой кофе состоялся в кабинете директора Дома Дружбы народов Татьяны Боталовой.
Константин Ижболдин: — Александр Павлович, идею создания Дома Дружбы народов Александру Волкову кто-то подсказал, или он её сам озвучил?
Александр Горяинов: — Дружба народов – это большая сила, когда встречаются люди разных национальности и задают какой-то вопрос сообща. Таджик, татарин, удмурт, армянин собрались и сказали — «А вот так должно быть!» Александр Александрович это видел и чувствовал всегда. Он родился в русской семье на русской территории, приехал в Удмуртию. Те, кем он руководил, были люди разных национальностей. Вопрос национальности он как-то всё равно стоял. У него среди друзей много было татар, удмуртов – и так постепенно его мировоззрение формировалось. А когда он стал заниматься государственной политикой – он понял, что это очень важный вопрос. Когда в России не стало Министерства по делам национальностей, это его тоже боль была. Он всегда сетовал на то, что как можно было в большой многонациональной стране не вести процесс на более высоком уровне.
Татьяна Боталова: — Ещё я вспоминала, когда в 1999 году были выборы в Госсовет в Глазове, была встреча с избирателями. Там очень часто звучало предложение именно о национально-культурных объединениях. Там выступали по этому поводу татары, удмурты, бесермяне. Говорили, что нам нужен Дом Дружбы.
Александр Горяинов: — Да, они говорили о площадке, где можно бы было работать. Тогда всё было разрозненно, каждый снимал свой уголок у бизнесменов, а нужно было объединиться. Поэтому эта подсказка хорошая, добрая была. Александр Александрович услышал и своё обещание сдержал.
Он в глубине своей души видел далеко вперёд и понимал, насколько это важно. И Александр Владимирович Бречалов тоже говорит об этом. Он сказал: «Одна из просьб первого Президента Удмуртии – сохранить Министерство национальной политики республики и Дом Дружбы народов. Это – основа нашего многонационального общества, этим нужно заниматься профессионально». Есть общественные большие группы людей, нужна какая-то площадка, где можно их собрать, где будет строиться работа. Поэтому уже давно поднимался вопрос, что нужен Дом Дружбы. А начиналось всё вот как – сейчас расскажу.
В начале под площадку будущего Дома Дружбы народов рассматривали закрытый на тот момент кинотеатр «Удмуртия» на улице Кирова — он тогда был никакой, ничего там в нём не было. И тут узнали, что Мехзавод ижевский здание ДК «Октябрь» продаёт. А там, как оказалось, серьёзные юридические нарушения были. Они хотели без разрешения Министерства имущественных отношений республики продать. И мы потеряли бы это здание, скорее всего. Правительство Удмуртии развернуло всё на 180 градусов, устроило детальную проверку. В результате ДК «Октябрь» мы забрали обратно в республиканскую собственность.
После этого Президент сказал, что Дом Дружбы будет находиться здесь. Собрали проектировщиков, поехали в Казань. Нам там всё показали, в том числе Ратушу, где проходило собрание Государственного Совета к 1000-летию Казани. Торжественность того здания нашла своей отражение в проекте Дома Дружбы народов Удмуртии. Где-то подсмотреть и перенести – обычная практика.
Константин Ижболдин: — Говорят, что проще заново строить, чем реконструировать. Почему было принято именно решение о реконструкции старого здания ДК?
Александр Горяинов: — В стиле этого здания мы никогда бы не сделали. Это строилось в другие времена, были соответствующие специалисты и архитекторы. И облик наших городов, постройки сталинского «ампира» и постройки более позднего времени – они носили определённый характер. Современные здания могут спроектировать только современные архитекторы. Не надо было ничего сносить. Это надо было использовать: и основа была, и по деньгам было дешевле.
Константин Ижболдин: — Я видел фотографии с вашим участием за столом: Волков, Питкевич, Вы, министр национальной политики Завалин. Обсуждали проект планировки, насколько я понимаю?
Александр Горяинов: — Поручено было мне. Надо было начать с проектирования. А чтобы с проектирования начать, надо дать задание проектировщикам, потому что они не знают, что делать. А знаем мы. Значит, как делается? Создаётся образ учреждения. Мы сначала съездили в Набережные Челны, там есть действующий Дом Дружбы. Он был в каком-то детском садике – но мы, по крайней мере, прошли, поглядели по функционалу. Вот одно помещение – здесь пять обществ заседают сразу. Мы поняли, что нужно место для каждого общества и нужны некие общие знаковые помещения, которые должны быть наполнены деятельностью этого учреждения. А поскольку помещение – другой деятельности, поэтому и функционал – другой. Что делать? То ли мы будем делать такой же зал – большой, торжественный, со сценой. И тут возникла мысль: «А мы будем проводить заседание Государственного Совета России, которое уже было запланировано провести в Ижевске осенью 2008 года». Вы сейчас задали этот вопрос, и в памяти у меня всплывает.
Дальше – там наверху был зал, где дискотеки проводились. А мы понимаем –мы будем вести работу, нам нужно будет собрать аудиторию, нам нужно будет провести какой-то семинар. Он будет у нас многофункциональный – всего-то нужны будут кресла раздвижные. И он у нас оказался именно таким. Любой проект начинается в голове, представляется «А что же это будет?» И начинать всегда нужно с функционала.
Константин Ижболдин: — А музыкальная гостиная – это более поздний этап?
Александр Горяинов: — Это не поздний этап, это сразу было сделано. Я сейчас не могу сказать, где мы подсмотрели это. Буду говорить о Смирновой Наталье Павловне (заместитель министра национальной политики УР на тот момент времени), её роль была здесь немалая. Она – творческий человек, возможно, это была её идея, не могу точно сказать. А иногда в обсуждении достаточно одной какой-то мысли, а дальше она всеми начинает подхватываться. Я вспоминаю, как в Глазове было организовано в заводской библиотеке – и там были какие-то зальчики, небольшие, где проводились творческие вечера. Нас одно время захватило всё это, и мы начали туда ходить. Я ходил на вечер Блока, например, когда поочерёдно все читают стихи. Собралось примерно 30 человек – они не только слушают, но и сами являются участниками. И кто-то что-то вспомнил из своей биографии, а кто-нибудь вспомнил какое-нибудь стихотворение и его прочитал. Такая среда высоко-духовная должна быть.
Пусть этот уголок тоже будет, не только офисы. Когда я походил по Ратуше в Казани, к Александру Александровичу приехал и сказал: «Вот я увидел то-то и то-то, вот я предлагаю так, так и так…»
Александр Горяинов: — Когда началось строительство, я периодически Александру Александровичу напоминал: «Пора идти на объект». Выехали во главе с Президентом на стройку. Заходим в будущий зал торжественных мероприятий, он смотрит, а там видны детали прежнего помещения – это же зрительный зал был. И видно, что сейчас потолок сантиметров на 20 ниже стал. Он говорит: «А что такое низкое помещение?» — «Ну, проектировщик так задумал». — «Да вы чего, вообще обалдели?! Переделываем, поднимаем на метр выше!» И вот снова все эти фермы снимают, и сейчас зал торжественных мероприятий имеет тот вид, который мог не иметь в итоге, если бы не Александр Александрович. Это была целиком его идея — реконструкция бывшего зрительного зала в масштабный зал торжественных мероприятий.
[su_row]
[su_column size=»1/2″ class=»center»]
[/su_column]
[su_column size=»1/2″ class=»center»]
[/su_column][/su_row]
Александр Горяинов: — Это представить нужно образ того, что будет. А, слава Богу, Александр Александрович побывал во многих местах, где можно поглядеть. Он видел подобные залы и представлял, что здесь должно быть. Всё переделал, сейчас никто об этом не помнит – зал в итоге получился вместительный.
Александр Горяинов: — Ещё важный момент — ЗАГС, здесь же на его месте раньше спортивный зал был. Дворец культуры завода – это был типовой проект для всей страны. Александр Александрович Волков также подсказал всем нам — межнациональная тема сильна в семье. Да и Лариса Лукинская, на тот момент руководитель Комитета по делам ЗАГС, постоянно говорила, что нужен приличный зал бракосочетаний. В общем, решились делать красивое помещение для молодоженов.
Константин Ижболдин: — Всё получилось со вкусом, на самом деле.
Татьяна Боталова: — И дизайном восхищаюсь. Тут и торжественность, и красота, и удобство, и функциональность – всё сошлось.
Константин Ижболдин: — Спасибо Вам за воспоминания, всё было описано в деталях, подробностях.
Александр Горяинов: — Легко говорить о том, что ты пережил. Это как на экзамене – или ты что-то зазубрил, сказал и забыл, что ты говорил. А когда ты говоришь о теме, которую знаешь досконально, через себя пропустил… Дом Дружбы народов – как раз та самая родная для меня тема.