Что было на месте современного Ижевска 200 лет назад?
Об этнической истории удмуртской столицы и значимых объектах на карте города, связанных с древними национальными традициями рассказывает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ Уральского отделения РАН, этнолог Надежда Шутова
Какие деревни располагались на месте современного Ижевска? Сколько существовало таких деревень?
– Да, действительно, на месте современного Ижевска располагалось несколько удмуртских поселений. Они постепенно оказались включенными в состав разраставшегося Ижевского завода. При этом часть удмуртского населения переселилась на новые места или оказалась включенной в состав заводского населения.
Так вот, в переписи 1716 года здесь существовали две удмуртские деревни: д. Егад-Чюдья [Ягул-Чудӟя] или Подборное (число дворов 7) и Чюмашур (число дворов 10).
В конце 18 века (1761 г.) в черте города отмечены деревни Иже, Карлутка, Русская Карлутка (или Зеленая Роща) и Вотская (или Удмуртская) Карлутка. Судя по названиям, три последние деревни располагались вдоль речки Карлутки. Деревня Карлутка еще фигурирует в документах 1830 года, но позднее в исторических источниках она не упоминается. Деревня Русская Карлутка, очевидно, располагалась на правом берегу Карлутки, вблизи современного торгового комплекса «Аврора-парк», ниже по течению реки от этого комплекса. Деревня Удмуртская Карлутка была основана жителями, которые выселились из Русской Карлутки. Её местоположение приблизительно определяется верховьями речки Карлутки, окрестностями современного Буммаша. По сведениям топонимиста Л.Е. Кирилловой, старожилы этой деревни воспоминали, что они пасли свою скотину на полях и лугах около Автозавода.
В старинных преданиях также упоминается, что на улице Старой (ныне Карла Маркса), располагалась деревня, в которой тоже жили удмурты. В газете от 1925 года опубликованы воспоминания попадьи, которой в то время было примерно 94 года. Она указывала, что по улицам Старой и Куренной удмуртки ходили в айшонах и айшетах.
В одной из ваших статей упоминается, что деревня Ягул Завьяловского района и река Подборенка взаимосвязаны. Каким образом?
– Да, они взаимосвязаны. Как я уже говорила, в переписи 1716 года упоминается деревня Ягул-Чудья или Подборное.
Микротопоним Ягул происходит из удмуртских слов: яг – «бор, сосновый лес» и ул – «внизу, ниже, под». Получается, находящийся под бором, под сосновым лесом
Название реки и деревни Подборинское или Подборное (ныне Подборенка) – русская калька удмуртского термина. Следовательно, эта деревня располагалась вблизи речки Подборенки (или Ягул). Исторические источники свидетельствуют, что около 1800 года жители деревни Ягул-Чудья или Подборинский починок переселились на новое место подальше от города. Это поселение нам известно ныне как село Ягул.
Деревня Чемошур, которая располагалась в окрестностях современной территории Ижевска, возникла одновременно с основанием Ижевского завода. Первые её жители-удмурты переселились на современное место, где располагается деревня Чемошур Завьяловского района.
Получается, русское население название удмуртской деревни переводило на русский язык?
– Да, ведь русским удмуртские названия были непривычны и непонятны. Так, например деревня Гондырево до конца 19 века носила свое название, а после была переименована в Медведево. Так же и деревня Атас, стала Петухово. Это происходило повсеместно. Бывает, что удмуртские названия все же остаются прежними. Та же деревня Ягул после перемещения на новое место сохранила старое название. А вот речка в черте Ижевска, скорее всего называлась Ягул, но ее стали называть Подборенкой. Русский язык в городе-заводе Ижевск имел господствующее положение и был более употребительным.
Почему в наши дни удмурты речку Карлутку называют «городской или городищенский луг» — «кар луд»?
– Да, такая этимология предложена М.Г. Атамановым: «кар» – городище (в низовьях реки Карлутки располагаются два средневековых Ижевских городища 3–5 веков), «луд» – луг, поле. В итоге получилось «городищенское поле». На мой взгляд, следует учитывать ряд обстоятельств. Так, судя по преданиям, записанным старожилами Ижевска, в окрестностях современной Берёзовой рощи, очевидно, располагалось место моления местных удмуртов, священная роща Луд. Такой значимый элемент ландшафта как роща, нашел отражение даже в двойном названии деревни Русская Карлутка – Зелёная роща. И эта деревня располагается в непосредственной близости к современному парку Берёзовая роща, которая занимает возвышенную площадку на противоположном берегу речки Карлутки.
Что касается понятия «луд». В удмуртском языке значение слова «луд» варьировалось у разных локальных групп удмуртского населения.
В ряде локальных групп слово «луд» действительно означало поле, луга. Но местные завьяловские удмурты поле, луг обозначали словом «бусы», а священную рощу называли «луд». В основе этого термина лежит старинное понимание пространства дикой природы, которое находится за пределами населенного пункта.
Хозяевами этого пространства является божество лугов и полей «луд», или божество священной рощи «луд». И поэтому этимология названия деревни и реки Карлутка получает иное звучание: городищенская священная роща – луд. Тем самым, в этом микротопониме оказались запечатленными два важных топографических объекта нашего города – средневековые Ижевские городища и священная роща «луд».
Вы сказали, что в Берёзовой роще было место для моления жителей деревни Карлутка?
– Существуют данные, которые позволяют нам говорить об этом. Во-первых, по сведениям ижевского краеведа, почётного гражданина г. Ижевска А.В. Новикова, в этом районе росла священная сосна, здесь было древнее капище удмуртов – место, на котором проводили языческие обряды. Не случайно, этот участок городской территории оставался свободным от строений и использовался в качестве места для гуляний. По народным представлениям, такие места считались «нечистыми», опасными для проживания людей. Во-вторых, местоположение Березовой рощи характеризуется выдающимися природными показателями, хорошо выделяется на местности. Она занимает обращенную к югу, к солнцу возвышенную площадку, которая в старину была покрыта хвойными и лиственными деревьями, а у ее подошвы вытекал сильный родник. Именно такие участки местности выбирались для проведения общественных молений.
Более того, священные рощи по возможности располагались на противоположном берегу реки и ниже по течению реки от поселения. Именно таково и местоположение Березовой рощи относительно деревни Русская Карлутка. Дублирующее или уточняющее название Русской Карлутки как Зелёной рощи нам тоже сигнализирует об особом сакральном звучании этой рощи. В-третьих, характерно, что в Березовой роще на левом берегу реки, у родника была выстроена православная часовня, как знак православного освящения этой территории, как символ борьбы с языческими пережитками.
По всей видимости, в Березовой роще располагалось крупное общественное капище, туда на моления собирались жители со всех окрестных деревень. Причем это было достаточно большое стечение людей. Ведь если в начале 18 века деревни были немноголюдные (примерно 30-50 взрослых человек), то к концу 19 века население их достигало 100-150 взрослых человек. Предания о таком святилище сохранилась до наших дней.
Значимость этого места определяется и тем, что именно на его площадке ныне проводятся общегородские удмуртские праздники Гербер.
Как Вы думаете, жители переселившейся деревни Ягул продолжали ходить в Березовую рощу на моления?
– Я предполагаю, что да. Если бы это место являлось капищем жителей только одной деревни, вероятно, сведения о нем не сохранилось бы такое длительное время. Ведь до христианизации в окрестностях каждой деревни имелось более десятка мест культового значения. Однако до наших дней сведения сохранились только о самых крупных из них.
В настоящее время Берёзовую рощу неофициально называют Козьим парком. Вы пишете, что это тоже взаимосвязано или этому нет каких-либо обоснований?
– Козий парк — это народное название, якобы там пасли коз. Поэтому некоторые люди отрицательно относятся к такому названию. Но, если бы это на самом деле было так, скорее всего, козы там бы все съели, от рощи мало что бы осталось.
На мой взгляд, такое народное название с большей вероятностью обусловлено проводимыми в роще религиозными церемониями. Ведь на священных местах «луд» жертвовали и коз. В этой связи примечательно, что сами удмурты именовали деревню Удмуртская Карлутка Кечтака (коза). И, может быть, этим объясняется и название Козий парк, и поставленный на этом месте памятник козе. Наверное, ничего в этой жизни не бывает случайным.