Благотворительность с национальными чертами
Публикуем статью нашей сотрудницы Людмилы Баженовой:
В первые дни коронавируса я написала своей хорошей знакомой, что если будет нужна моя помощь пожилым 65+, то я всегда готова. Сейчас кто-то подумал, что хвастаюсь. Нет! Написала об этом, потому что моя помощь не понадобилась и за благотворительностью других следила онлайн. И поскольку моя голова была свободна от насущных «коровирусных» проблем, решила изучить историю вопроса. Вот итоги моей онлайн-прогулки по просторам интернета.
Итак, откуда есть пошла благотворительность, и имеет ли она национальные черты?
Как утверждает известный русский историк и писатель XIX века М. П. Погодин, в языческой Руси «заботиться о стариках, недужных и больных было первейшей обязанностью и общей добродетелью славян«. Правда, тогда благотворительность носила простейший характер родственной или соседской помощи и заключалась в кормлении, одевании и приюте стариков, одиноких женщин, детей.
Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным.
В дореволюционной России царские семьи и частные меценаты жертвовали на строительство больниц, школ. Можно сказать, что благотворительность была частью экономики и социальной сферы. У благотворительных учреждений имелись здания и земельные участки. Их работу координировал созданный в 1909 году Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению.
В России широко отмечался День белой ромашки, когда собирали средства на борьбу с туберкулезом и распространение о нем медицинских знаний. Деньги для голодающих собирали в День колоса ржи, на детские приюты — в День розового цветка.
Откуда же такое «рвение» творить добро у царских особ, могут спросить некоторые. Это не рвение, а исполнение христианских заповедей, где говориться: возлюби ближнего своего.
Человек в общении с Богом совершает позитивный посыл просто потому, что его жизнь сложилась более успешно, чем у кого-то другого. Здесь нет темы вины за то, что ему живется лучше. Человек рассматривает свою помощь не как долг, а как жизненную возможность быть полезным ближнему.
В советское время благотворительность считалась мещанским пережитком, но критические ситуации, по-видимому, для того и даны нам, чтобы понять истинную суть вещей. К примеру, во время Великой отечественной войны простые колхозники жертвовали деньги на танки, вязали носки, варежки. шили кисеты. И не потому что партия велела, потому что «мной связанные носки согреют неизвестного солдата, кто-то обогреет и моего бойца».
У удмуртов примером безвозмездной крестьянской взаимопомощи можно назвать «веме». В прошлом с помощью «веме» выполнялись самые различные виды работ: возведение хозяйственных построек, обмолот зерна, битье глиняных печей, вывозка навоза, рытье колодцев. В одних случаях общинники кооперировались в небольшие артели из 5—6 хозяйств и поочередно выполняли друг у друга какую-нибудь работу, например, обмолот зерна. В других — большая часть односельчан помогала одному хозяину по его просьбе завершить определенный этап работы, к примеру, битье глиняной печи. В-третьих — общинники сами принимали решение об оказании помощи кому-нибудь из общины: вдове, солдатке с малыми детьми, немощным старикам или домохозяину, который тяжело заболел, потерял лошадь или погорел. Если в первых двух случаях общинники за свой труд получали угощение и даже ждали его, в последнем — помощь чаще оказывалась совершенно безвозмездно. И часты были случаи помощи не только трудом, но и деньгами, одеждой, инвентарем.
У татар свершение добрых дел тоже связано с их верой.
Милостыня (садака) является одним из важнейших методов поклонения Всевышнему, который способен принести большую пользу как в мире земном (посредством милостыни совершается поддержка нуждающихся), так и в мире вечном (за дачу садака человеку полагается большая награда от своего Создателя).
Милостыня (садака) в исламе представляет собой добровольный акт помощи всем нуждающимся в ней. Слово садака имеет тот же корень, что и слово «искренность».
Как правило, говоря о садака, подразумевается материальная поддержка незащищённых слоев населения, хотя данное понятие гораздо шире.
Оказывается, есть и правила раздачи садака. Милостыню следует раздавать скрытно, активно раздавать в Рамазан, жертвовать из заработанного дозволенным трудом, не скупиться на милостыне, нежелательно заниматься попрошайничеством. И если садака подается не достойно, то она и не принимается. К недостоинтству татары (мусульмане) причисляют болезнь человека, высокомерное отношение к принимающему.
У евреев тоже есть слово созвучное с татарским садака. «Цдака» – в переводе с иврита «пожертвование», «благотворительность» – восходит к понятию «цедек»: праведность, справедливость. Евреи на протяжении веков жили закрыто, отдельно, поэтому люди в еврейской общине всегда помогали друг другу – у кого-то условия были лучше, у кого-то хуже, но все старались жить по справедливости, а ее отсутствие рассматривалось как нарушение с точки зрения еврейского закона, а не только как что-то аморальное.
Интересная современная практика помощи ближнему у турок. Традиционно женщины в Турции, в большинстве своем домохозяйки, в свободе время занимаются рукоделием. Свои изделия они продают на благотворительных ярмарках. Таким образом, женщины участвуют в решении социально-значимых проблем.
У древних народов одним из главных качеств было проявление заботы и доброты по отношению не только к своим родственникам, но и ко всем нуждающимся. Так, например, одной из традиций служило проявление милосердия. Каждый народ давал свое название этому обряду, но суть оставалась одна: все земледельцы, рыболовы, скотоводы и охотники каждый раз, когда получали добычу, часть отдавали нуждающимся: старикам, инвалидам, сиротам и вдовам.
Похожая традиция была и у казахов. Состоятельные члены общества, таких как султаны, батыры, баи перед наступлением зимы собирали бедняков у себя и раздавали им необходимые вещи: еду, одежду, деньги и прочее. Такой обряд назывался «шулен тарату» и считался обычным проявлением человечности. Хотя бедный люд и нелестно отзывался о баях, но признавал и принимал их помощь.
У народностей, исповедующих буддизм, к примеру бурят, тоже есть традиции жертвования. «Всякое доброе дело буддиста учитывается в его следующей инкарнации и улучшает его судьбу. К примеру, на день рождения ребенка устраивают трапезу для монахов, которых кормит только население.
Создание условий, при которых все имеют равные возможности преуспеть — то, что местные жители называют «справедливым отношением» к каждому — лежит в основе австралийской культуры. Здесь уважают тех, кто смог преуспеть, сохранив при этом скромность и искренность, связь с корнями и готовность поддерживать других. Вот такие ценности лежат в основе благотворительности жителей Австралии.
Новозеландцы — жители небольшого островного государства, исторически населявшие преимущественно сельскую местность, — имеют давнюю традицию заботы о ближнем. Иногда бывает ощущение, что все друг друга знают или состоят хотя бы в отдаленном родстве, поэтому все считают своим долгом заботиться друг о друге. Возможно, такое сильное общинное чувство — и есть причина, по которой в этой стране активно занимаются благотворительностью.
В Шри-Ланке и Бирме традиция благотворительности прочно укоренена в религии. Большинство жителей Шри-Ланки исповедуют буддизм или индуизм, и в обеих этих религиях поощряются милосердие и благотворительность. В особые дни Пойя (ежемесячные государственные праздники полнолуния) многие городские организации и поселки устраивают дансел (бесплатную раздачу продуктов).
Оказывается, благотворительность — не новое веяние, а традиция многих народностей. У кого-то это заложено верованиями, это своеобразный канал общения человека и бога/богов/духов. Для кого-то традиция, связанная с их местоположением, например, как у австралийцев. Для кого-то это рациональное использование ресурсов: физической силы, орудий труда, Для кого-то это способ установления равновесия и справедливости в мире.
В основе благотворительности разных народов заложены основные жизненные ценности, различие только в обрядах и способах оказания помощи. Тогда почему бы благотворительность не рассматривать как канал межнационального добрососедского общения.
Вот к таким выводам я пришла. Что вы думаете по этому поводу?
Фото: dostlug.ru