Игнат Потин про искусство

    Игнат потин про искусство 1

    Игнат Потин – художник, преподаватель на кафедре декоративно-прикладного искусства УдГУ. Его картина «В березовой роще» стала экспонатом и замечательным украшением Дома Дружбы Народов. Мы решили пообщаться с Игнатом и узнать о тонкостях искусства и его личного пути.

    Путь художника

    С детства рисовал, получалось. Потом был перерыв, связанный с другими увлечениями. Серьезно подошёл к искусству уже в тот момент, когда решил из Ижевска переезжать в Санкт-Петербург, поступать в академию художеств имени Ильи Репина. Когда я поступил в Ижевске на художественно-графический факультет, зрелого представления изобразительного искусства не было. Сам университет особо  ничего не дал, так сказать, не разжёг страсть к искусству.

    Но потом появились нужные люди, я увидел, какие работы делают в академии, и очень этим загорелся, и решился на авантюру. Поступил в академию не с первого раза, потому что если на худграфе в Ижевске считался студентом неплохим, то по меркам северной столицы оказался нулём полным. И пришлось не то что с нуля учиться, а почти полностью переучиваться. Потому что здесь  много «вредного» нахватался.

    Само время учёбы в академии меня несколько раз меняло. То есть изначально у меня было желание уйти в монументальное искусство, но после первого курса понял, что станковое искусство ближе.

    Станковое – картина в раме, монументальное – гигантские исполинские росписи, мозаики, фрески.

    Последнее время работаю с маслом, но интерес к другим материалом не теряю. Масляная краска хороша тем, что цветовой спектр больше, проще делать сложные оттенки.

    В прошлом году написал диплом, защитился и уже год преподаю. Есть ещё такая хорошая фраза, очень справедливая: «Не каждый художник может быть педагогом, но каждый педагог обязан быть художником». И это не заканчивается только на изобразительной деятельности.

    Что такое искусство?

    Гармония. Вдохновение можно найти в красоте. И между красотой и гармонией можно поставить знак «равно». Красоту надо уметь замечать, обращать на неё внимание. Любое изобразительное искусство строится из художественного образа, то есть помимо того, что мы можем увидеть красоту, мы должны зрителю это преподнести как некий художественный образ. Образ обязательно должен упираться на натуру, иначе для простого зрителя он не будет убедительным.

    Любому искусству нужна почва. Почва для искусства – это школа. Нет базы – нет искусства. Не каждый взявший кисточку может называться художником. Иначе зритель не поверит.

    Про картину

    Размер картины «В березовой роще» продиктован композиционным решением, то есть сам эскиз имел характер, вытянутый по горизонтали. Также размер продиктован внутренним масштабом, то есть размер фигуры к размеру эскиза. Чтобы у зрителя было ощущение, что он смотрит на происходящее на расстоянии, таким образом, создаётся эффект присутствия. Это стандартный размер – чуть меньше натуральной величины – он и используется в реализме.

    Когда работал над картиной, я тогда еще учился, и время было, это сейчас времени почти нет. А тогда каждый день писал, и на работу ушло примерно три с половиной месяца.

    Всё началось с замысла, потом композиционные поиски, работа над эскизом. Первоначальный замысел был создать состояние песни, не как действия, а как человеческого состояния. Как душа поет. Песни же бывают разные, они гармонично ложатся на слух, на душу. Откуда вообще песня то за человеком зацепилась? Из природы. Из состояния природы, из её звуков, ритмов в шуме.

    Поэтому в картине нет какого-то конкретного смысла:  состояние – солнечное, время года – цветущее, сам характер основного действия – веселый. Но там  есть и контраст, противовес. Это видно в образах. Там есть, и задумчивые, и грустящие, и образы с некой хитрецой. Все они вместе, в сумме, дают контрастное состояние природы.

    Нужно просто насладиться этим, пережить, выпить это до дна.

    Конечно, любой художник хочет, чтобы его картина где-то жила. В городе не так просто было найти место под такой масштаб. Поэтому я очень благодарен Дому Дружбы Народов, что согласились такую ношу на себя взвалить.

    Искусство в Ижевске

    В Питере я себя не видел. Это очень шумный, очень быстрый город, перенасыщенный художниками, как хорошими, так и плохими. Я не жалею о том, что в Ижевск вернулся. Здесь я себя понятнее представляю. Тут, конечно, с искусством не очень весело, но всё-таки какое-то положительное движение я замечаю. И в выставочной сфере, и музеи стали поинтереснее работать.

    Искусства в Ижевске нет, потому что нет серьёзной школы в Удмуртии. Была бы школа, был бы запрос на это искусство, было бы и само искусство. Здесь все школы очень слабые, конкуренцию удерживать невозможно. Поднимать собственный уровень это, конечно возможно, но очень долго. Лет через десять, если кто-то этим займется, может и получится выйти на новый уровень. Хотя у нас хорошее прикладное искусство, оно разнообразное, но опять же оно упирается в академическую базу.

    Художников в Ижевске можно по пальцам одной руки пересчитать, молодых вообще нет.

    Зарабатывают ли художники?

    В основном нет. Чтобы зарабатывать, кто-то уходит в сферу услуг. Но если художник делает то, что ему не нравится, долго он так не сможет работать. Всегда должен быть компромисс. Чаще всего заказчик выбирает художника по его работам, если случается симпатия и доверие, то может получиться и диалог. А если просто «плясать» в угоду рынка, то можно потерять себя как художника. Остаться ремесленником и делать «картинки», которых миллион в интернете.

    Искусство не может надоесть. Потому что красота и гармония, которую мы берём из природы, она бесконечно многообразна, то есть её пить – жизни не хватит.

    Пока есть красота и гармония – искусству быть!
    Игнат потин про искусство 2