Корреспондент балезинской газеты побывала на празднике бесермян
Это мой первый пресс-тур – организованная поездка журналистов на место масштабного события.
В ожидании встречи с коллегами и полагая, что работники СМИ – люди общительные и дружелюбные, уже приготовила вопросы для установления контакта вроде «Вы взяли варежки на север?», но задать их не удалось: попутчики мирно спали, ведь выехать из Ижевска им пришлось очень рано…
Ну что ж, «это не шутки, поехали в маршрутке» молча. В д. Ёжево Юкаменского района на бесермянский праздник Кырбан.
В дороге можно обдумать многое: нужны ли сапоги на Кырбане, какие вопросы задать организаторам, бесермянам, какую проблему осветить. Просто описать событие мало. Нужно найти проблему. И она нашлась!
Гостеприимство жителей села Ёжево не оставило шансов для критики: встреча с угощениями и звучными песнями под гармонь, оформление и содержание этнопраздника, солнечная погода…
Да, солнце на небе мы записываем тоже на счёт жителей – это они разогнали тучи. Бесермяне утверждают, что погода на Кырбан всегда удаётся. Нужно просто собраться всем вместе, принести в жертву быка, и погода наладится.
Честно говоря, видя по дороге за окном автобуса непроглядную серость дождя, мы готовились к самым мокрым репортажам и сырым ответам, но по прибытию на место события обнаружили солнце! Кто-то ещё не верит в силу бесермянских обрядов?
Шагая по полю, беседуем с Владимиром Урасиновым, главой МО «Юндинское», коренным бесермянином: «Правильно сделали, что приехали.
Пора проникнуться бесермянским духом». Действительно, пора: во-первых, муж бесермянин, во-вторых, население Каменного Заделья, его малой родины, насчитывает свыше 60 человек, считающих себя представителями этой национальности.
Но они остаются в стороне, поскольку культурно не развиваются. Хотя нет: на параде дружбы народов в Балезино уже приняли участие. Спасибо за поддержку юндинцам – за предоставленные костюмы и реквизит.
Итак, мы на Кырбане, в центре бесермянского притяжения этим летом! Начало праздника здесь подчинено общей идее обращения к Инмару (Богу) за помощью в получении хорошего урожая и в целом для благополучия родного края.
По сложившейся традиции, на открытии выступили почетные гости и представители принимающей стороны. Запомнились слова заместителя министра национальной политики УР Людмилы Соковиковой: «Вы – счастливые люди!
То, что вас окружает, то, что вы храните и создаёте, эту атмосферу праздника не увезти в банке».
Быт и культуру бесермян организаторы показали в миниатюре: на лошади вспахали полянку, засеяли её, отдохнули на расстеленных скатертях, помолились.
Эти ключевые моменты органично разбавили выступления всех присутствующих бесермянских коллективов. Нынешняя встреча объединила делегации из Глазовского, Ярского, Юкаменского и Балезинского районов. Наши земляки привезли сразу два коллектива – «Юнды-Шунды» и «Азвесь крезь».
С радостью отвечала всем гостям праздника, которые сидели рядом и спрашивали: «Кто так хорошо выступает? Почему не объявляют?» — «Это Юнда, Балезинский район!».
В череде развлечений, угощений обрядовой кашей и выступлений проведен исследовательский опрос среди юных участников праздника: нас интересовало, говорят ли им в школах о малочисленном народе.
Дети и молодежь из с. Юнды и д. Шамардан ответили утвердительно: на уроках учителя рассказывают о бесермянах, притом не только на краеведении и истории. Иногда и примеры по численности нации решают. Эти ребята знают, что они бесермяне.
Но наибольшая часть респондентов – школьники из Глазова, Ёжево, Юкаменского – ответила, что никакой речи о бесермянах на уроках и кружках не идёт, многие даже не в курсе, что находятся на бесермянском празднике. Парадокс.
Комичной была ситуация с мальчиком, который при бабушке в национальном бесермянском костюме сказал, что он не бесермянин.
Бабушка всполошилась, стала его поправлять: «Ма! Отец у него бесермянин, мама бесермянка, неужто он не бесермянин?» Не ощущает, получается… Почему хранителями редкой культуры являются, в основном, бабушки и дедушки?
Как будет жить малочисленная нация, если дети о ней не знают? Почему в школах Удмуртии (масштаб больше уже не рассматриваем) в образовательные программы не включены сведения о бесермянах? Неужели бабушкиных знаний достаточно?
Все эти многочисленные вопросы мы адресовали председателю общества бесермянского народа Сергею Антуганову:
Хотелось бы, конечно, в первую очередь включить знания о бесермянах в школах тех районов, где непосредственно живут представители этого малочисленного народа. Возможно, нам стоит выйти на уровень общения с учителями на педсоветах, конференциях, нужно чаще встречаться со школьниками.
Хотя в этом направлении на сегодняшний день мы тоже работаем: проводим в школах г. Глазова «Дни бесермянской культуры», в прошлом году организовали первый фестиваль, в котором приняли участие детские бесермянские коллективы. Как видно, нам есть, над чем подумать».
Отдельно скажем слова благодарности землякам – коллективам с. Юнды: ваше притяжение и творчество – неоспоримая сила.
Победы в конкурсах «Бесермянка-2017» (Надежда Сидорова) и «Бесермянин-2018» (Иван Урасинов), отличные выступления на мероприятиях разного уровня, жизненная активность – самый достойный аргумент для гордости за малый, но очень интересный народ.
Уникальные – надеюсь, так напишут мои коллеги-журналисты, отдохнув и выспавшись в автобусе после работы на цветочном лугу близ Ёжево.
Автор: Юлия Шмелёва
(газета «Вперед»)