Мои немцы
Признаться честно, я ни разу не был за границей. Не довелось пока. Может быть, оттого я так люблю слушать про другие страны, особенно из уст там побывавших. На днях мне удалось побеседовать с моей тётей Полиной Неб, не частой гостьей в наших краях. Вот уже 18 лет она живёт в Германии.
[su_column center=»yes»][/su_column]
Она переехала в двухтысячном, выйдя замуж за немца. Брак оказался не долгим, но плодотворным – родились две дочки-красавицы, Вика и Юля. 16 и 14 лет соответственно.
Сейчас они проживают втроём (мама и дочки) в окрестностях города Брауншвейг, в частном доме.
[su_column center=»yes»][/su_column]
Брауншвейг, судя по фотографиям, город невероятно красивый, сочетающий в себе угловатую готическую строгость с постмодернистской безбашенностью. Там, посреди витиеватых соборов и анфилад возвышается современный бизнес-центр, оформленный улыбками, да сердечками. Согласно преданию, в этом городе родился великий плут, бродяга и балагур Тиль Уленшпигель. Оно и видно.
Это сравнительно небольшой город, в три раза меньше Ижевска.
Самое сложное, по воспоминаниям тёти, было устроиться на работу. Знание немецкого языка у неё эмигрантское, не идеальное в плане грамматики. Из документов – вид на жительство, а не гражданство. Пришлось бегать из ведомства в ведомство, обивать пороги всевозможным чиновникам, чтобы просто выучиться и получить профессию.
Не мы придумали бюрократию, и не только у нас она прижилась. Оказывается, даже у рационалистов-немцев без боя документы не получишь.
[su_column center=»yes»][/su_column]
Благо, характер у тёти Полины как раз боевой. Пройдя курсы подготовки, устроилась на приличную работу. Она организовывает грузоперевозки для крупных фирм различными видами транспорта: от самолётов до кораблей.
Устроиться, кстати, помог случай. Тётя проходила стажировку в фирме, где случился сбой – неправильно отобразилась одна цифра в индексе для крупной перевозки. Программисты ломали голову: как обнаружить ошибку в базе данных? Русская стажёрка в считанные минуты нашла «бракованную» цифру, вручную сопоставив данные. Так и устроилась.
Дочки тогда пошли в школу. Как выяснилось, система образования в Германии довольно сильно отличается от нашей.
[su_column center=»yes»][/su_column]
Дети учатся 13 классов, посещая разные наборы курсов. Хочешь хороший аттестат – посещай продвинутые уроки. Если не наберёшь определённое количество занятий, можешь остаться без образования вообще.
Немецкие школьники воспитываются в конкурентной среде с самого детства. На любой вопрос учителя следует тянуть руку, вовремя успевать отвечать. Впрочем, плохие оценки исправляются довольно легко – через переписку родителей с учителем. Но знаний это не добавит.
[su_column center=»yes»][/su_column]
Вообще, роль родителей в немецкой школе заметно выше, чем в России. Они регулярно собираются по внеучебным вопросам, находятся в постоянном диалоге с учителями.
Вика и Юля уже приезжали в Удмуртию пару раз. Они не говорят по-русски, но многие слова понимают. Зато часто повторяют одну и ту же фразу, даже в Германии.
– Спасибо, было очень вкусно! – говорят они, выйдя из-за стола.
(С акцентом выходит примерно так: «Спасьибо, бьило осень вкусьно!».)
Для школы они писали доклад про Глазов, родной город своей матери. Презентация пользовалась огромной популярностью у одноклассников, все подходили и спрашивали про этот далёкий таинственный город – «Глазофф». Девочки были там несколько лет назад, и обещали вернуться уже совсем скоро, во время зимних каникул.
Может, и мне до них съездить? А то что это я всё дома сижу…
Фёдор Фефилов