Закамские удмурты: кто такие и чем отличаются от «обычных»?
«…Тогда мне сказали, что у меня диалектный удмуртский, исковерканный большим количеством заимствованных слов. Раньше я не особо интересовалась историей своего народа. Однако сейчас, собирая информацию для этого материала, понимаю, что спокойно могу отнести себя к закамским удмуртам, и это чертовски здорово».
История
Уже из словосочетания «закамские удмурты», можно догадаться, почему они так зовутся. Переселение удмуртов за Каму началось в связи с войной с Казанским ханством в 16 веке и продолжалось вплоть до 19 века. Большинство из них сейчас находятся в северо-западных районах Республики Башкортостан (Янаульский, Татышлинский, Калтасинский, Краснокамский, Балтасинский, Бураевский, Мишкинский, Илишевский районы и т.д.) и на окраинах Пермского края (преимущественно Куединский р-н).
Считается, что миграция народа произошла именно из-за того, что они хотели сохранить своё язычество, и избежать таким образом христианизации. Башкирские и пермские удмурты называют себя настоящими, истинными удмуртами из-за того, что остались приверженцами язычества. Несмотря на то, что сейчас в Башкортостане удмурты распространены тоже довольно масштабно, ранее было иначе. Большая группа удмуртов-переселенцев насчитывалась в Пермском крае, но будучи самой большой – понесла такие же большие потери.
Приверженность язычеству, оторванность от основного этнического массива, инокультурные (башкирские, татарские, русские, марийские) влияния и природно-климатические условия стали основой для формирования собственной культурной основы закамских удмуртов. Эти различия проявляются в хозяйственно-бытовой сфере, в обычаях и обрядах, в материальной культуре и, наконец, в языке.
Традиции и обычаи закамских удмуртов
На этническую группу закамских удмуртов сильно повлияла тюркская близость, но, в то же время, в них присутствует и ярко выраженная традиционная удмуртская культура. Они — настоящие приверженцы собственной веры, их традиции и обряды сохранились и по сей день.
Один из значимых праздников – Сабантуй. И только у закамских удмуртов он носит такое название, поскольку в Удмуртии – это Гербер. Но большинство удмуртов на башкирской территории не знают традиционного названия праздника, для них он – Сабантуй. Соответственно, тут и проявилось очевидное влияние тюрко-язычной культуры.
Удмурт Элен Вось (Моление) – традиционный удмуртский религиозный праздник. Во время празднования в жертву верховному богу удмуртов Инмару приносили девять видов живности, в том числе лошадей, коров, овец, гусей. Нельзя было приносить в жертву свиней и кур — они считались нечистыми.
Также, приносились жертвы Кылдысину, Шунды Мумы (богу Солнца), Дин Кылчин (родовому божеству), Му Кылчин (Матери Земли) и другим. Перед самим молением, проходит малое моление, на котором просят разрешения у Инмара разрешения на большое моление (Удмурт Элен Вось).
Сейчас этот праздник проводится только раз в год, в июне, и, к тому же, немного видоизменен. К примеру, на малое моление теперь могут ходить не только удмурты, но и народы других национальностей.
Это даже неплохо, что какие-то традиции забываются, поскольку на место старого, изжившего себя, всегда приходит что-то новое, более модернизированное. Единственное, что я считаю отрицательным явлением - это «забывание» языка.
Язык
За долгое время сосуществования разных языковых групп вместе – языки начинают видоизменяться. Собственно, что и случилось с «чистым» удмуртским языком закамских удмуртов. Тюркская культура стала не только частью некоторых обычаев, но и просочилась в речь. Поэтому при общении с закамскими удмуртами обращает на себя внимание причудливое сочетание архаических слов, отсутствующих на территории Удмуртии, и тюркских заимствований.
«Закамский» удмуртский – это смесь удмуртского, русского, татарского, марийского и других языков. Но этот язык нельзя отнести к какому-то отдельному языку, принадлежащему «другой» нации, поскольку, в зависимости от местоположения народа, он изменчив. Разное произношение, разное значение слов или даже другие, абсолютно новые слова, понятные людям с одной территории, но непонятные другим. Наверное, поэтому большинство удмуртов, скольких знаю, называют наш язык разговорным или диалектным из-за того, что у нас много заимствованных слов.
Большинство закамских удмуртов живут в сельской местности, благодаря чему удается сохранить язык, обычаи и традиции. Но урбанизация захватывает все больший круг людей и почти вся молодежь предпочитает жить в городе, нежели в деревне. Как будет дальше развиваться история удмуртов за Камой?
Источники:
http://naukarus.com/zakamskie-udmurty-traditsiya-paradoksov-etnomuzykovedcheskiy-etyud
http://csfu.mrsu.ru/arh/2016/2/42-50.pdf
Автор: Кристина Газиева, студентка Школы межэтнической журналистики в Ижевске.