Кино с акцентом

    Кино с акцентом 1

    Кино с акцентом 2В столице Удмуртии — неделя необычных кино-открытий – с 16 по 22 марта здесь впервые показывают на большом экране по-настоящему самобытные, этнические работы российских «небрендовых» режиссёров. Программа фестиваля «Этника» на удивление насыщенная: за неделю зрителям представят 14 картин, так или иначе связанных с национальной идентичностью и с жизнью вдали от столиц.

    Мы пообщались с организатором фестиваля, куратором проекта «Ижевский киноклуб» Андреем Смирновым – о российском региональном кино, о том, как оно покоряет Берлин, но для нашего зрителя остаётся загадкой.

    — Как я понимаю, «Этника» для вас – совершенно новое начинание, новый фестивальный проект. И как любое начинание, это ещё и большой риск. Я прав?

    — Да, тема для кинопоказа в Ижевске необычная. Традиционно мы проводим фестивали европейского кино – к ним привыкли, они пользуются популярностью, часто собирается полный зал. Фильмы региональных авторов – terra incognita. Никто не знает, что это такое, и стоит ли вообще это смотреть. Ведь даже российские фильмы в кинотеатрах обычно представлены гламурным столичным коммерческим кино. Здесь же не просто кино, сделанное в регионах, но кино этническое, связанное с национальной культурой и самосознанием наших народов.

    Конечно, «Этника» – это ещё и финансовый риск. Кинотеатр как коммерческое заведение, рискует вместо показа коммерческих голливудских фильмов дать нам зал в лучшее время с надеждой, что и на это кино придут зрители. А ведь могли показывать голливудские блокбастеры, что считается изначально прибыльным.

    — А чем обусловлен такой разрыв по популярности между Голливудом и отечественными авторами? Вроде бы региональные режиссёры рассказывают про то, что нам ближе – а получается наоборот, что этническое кино нам в экзотику.

    — Опять-таки, тут дело в выработанной привычке, в некой косности зрительского взгляда. У  нас в регионах снимается много по-настоящему хорошего кино. Кино, достойного, чтобы его смотрели. Но массовому зрителю это чуждо, мы слишком привыкли к голливудскому, западному типу построения сюжета.

    Но ведь привычка не даётся людям с рождения, все знакомое когда-то было новым и непривычным. С чего-то надо начинать. Поэтому стоит рисковать и придумывать новое. Вот и этой «Этникой» мы открываем зрителям скрытый от привычного киноглаза дивный новый мир. А он действительно великолепен.

    — Откуда вообще появилась такая идея – открыть этот мир зрителю?

    — Это интересно в первую очередь мне самому. Да, региональное кино очень трудно продвигать, но я убеждён: такие показы рано или поздно надо было начать устраивать.

    Наверное, своеобразной поворотной точкой стал Берлинский кинофестиваль 2017, где фильмами российской программы вместо привычного столичного кино стали три якутских картины. Российская киноэтника вышла на мировой уровень. И на ведущих всероссийских фестивалях эти фильмы всё больше и больше в центре внимания: о них пишут, им вручают призы. Эти фильмы становятся частью современного российского культурного контекста. И, поскольку всё так забурлило в последнее время, я решил: настала пора показать этническое кино и здесь, у нас в Ижевске.

    — По какому принципу отбирались фильмы для фестиваля?

    — По художественному качеству. И только по качеству. Я смею думать, что немного разбираюсь в авторском кино – и с большим вдохновением сделал эту программу из наиболее интересных для меня фильмов, которые я с удовольствием показал бы каждому. Туда, кстати, вошли и три невероятных якутских фильма из упомянутой программы Берлинале, незавершённый фильм Алексея Балабанова, фильмы студентов легендарной творческой киномастерской Александра Сокурова в Нальчике, а также короткометражки с Алтая, из Татарстана и Чечни.

    Очень хочется, чтобы фестиваль нашёл своего зрителя в Ижевске. Хороших этнических фильмов много, и я мечтаю, чтобы этот фестиваль стал регулярным.

    — Вот вы всё о достоинствах этих фильмов. Но есть же, наверно, и недостатки?

    — Конечно, фильмы бывают всякие, существуют и плохие, впрочем, как и в коммерческом кино. Региональное кино неоднородно. За ним, как правило, не стоит много денег, иногда это кино снимается и вовсе без бюджета. Уровень подготовки, образованности региональных авторов так же очень разный. Но на фестивале, конечно, представлено только лучшее.

    Есть и своя региональная специфика. Вот, например, якутское кино в огромном количестве снимается для своих же зрителей, безумно популярно в Якутии и легко окупается в местном прокате. Кинематографисты гениально улавливают что интересно местному зрителю, и получается своеобразный локальный Голливуд – Сахавуд – как и Болливуд в Индии или Нолливуд в Нигерии. А есть кино, которое поражает своими художественными особенностями. Тут главный критерий – талант режиссёра, умение его подобрать достойных его картины актёров.

    — Если говорить о специфике регионов: у нас, здесь, в Удмуртии очень много талантливых режиссёров, но в полной мере этнического кино практически нет. В чём причина?

    — Кино-то у нас снимают, но в основном оно не национальное. Удмуртия пока не может родить ни своей национальной киношколы, ни своего уникального этнического киномира, который был бы интересен и нашим жителям, и фестивалям. Причин тут много, важно их понять и осознать, поэтому 20 марта я организую круглый стол «Удмуртское национальное кино: есть ли шанс?». Приходите, обсудим.

    — Обязательно придём! Большое спасибо за интервью и удачи вам с фестивалем.

    — И вам спасибо!

    Студент Школы межэтнической журналистики в Ижевске Фёдор Фефилов

    На первом фото — кадр из фильма А.Балабанова «Река».