Фестиваль удмуртской городской культуры пройдет в Ижевске
– Расскажи о концепции фестиваля.
– Меня зацепило слово «тысь». Когда я познакомилась с концепцией фестиваля «Открытый город», то моментально возникла идея удмуртского названия. «Тысь» – как выстрел, вот тебе удмуртская городская культура. С другой стороны, это слово – «зернышко» – очень важное слово в удмуртской литературной памяти. Вспоминаются сразу гердовские строчки «Ми гыриськом, кызиськом» («Мы пашем и сеем»). Мы также пашем и сеем. К слову, есть стрит-арт Чудья Жени с такой цитатой. Мы делаем городскую удмуртскую культуру, но… как-то не получается. Она у нас какая-то своеобразная – городская-деревенская. Все проекты так или иначе идут из деревни.
– Что будет в программе фестиваля?
– С одной стороны, будут простые ребята родом из деревни, например студия «Намер», с другой – ижевские дизайнеры Женя Митрофанова, Лиля Хегай со своими иллюстрациями. Я подключаю всех заинтересованных в национальной удмуртской культуре, они делают очень важные вещи – визуализируют, показывают, что удмуртская культура может быть подана современно. Таким образом, формат «негербера» будет интересен городскому жителю… У нас не все представлено, нет пока театра. С музыкой все хорошо более или менее благодаря «Юмшан-промо». В 20.00 выступит Лади Светӥ, известная как солистка группы Silent Woo Goore.
– А что происходит с удмуртской музыкой?
– Музыка так или иначе ориентирована на мировые тенденции. Ее нельзя назвать электронной, но это уже не эстрада. Музыка сейчас находится в периоде поиска, находится на стыке культур. Скажем, Павел Александров берет бавлинские песни, народные песни удмуртов Татарстана, и вписывает их в современную клубную музыку. Ахметханова Ксения поет зарубежный поп, берет за основу западные песни, а сейчас работает над собственным репертуаром. На удмуртской сцене почему-то не приняты живые инструменты – больше фонограммы, минусовки. Я очень ценю живую музыку и хочу показать, что она у нас есть.
Выступит Мария Бочкарева на синтезаторе, она делает перепевки попсы, но у нее есть и свой репертуар. Мария Гроздова из Можги – участница «Элькуновидения», она получила высшие оценки жюри, но не прошла этап народного голосования районов.
Также у нас будет фольклор «Дукес» – это группа Чудья Жени, Татьяна Тихонова и Лилия Леонтьева продвигают идею постэтнофутуризма – бытования удмуртского в повседневности. Их отличие от других в том, что это не советский фольклорный, стилизованный лубок – они носители и исследователи традиции.
Анастасия Шарапова разбавит унылый саунд удмуртской попсы бойкими перезвонами крезя. На самом деле крезь – это не скучно. Просто нужно понимать, где и когда его исполнять. Игра на быдӟым крезе – увлекающее зрелище, особенно в современном образе, как у Насти. Аутентичный фольклор суперконцентрированный, этим фольклор крут, это зачастую авторские песни, но принятые народом.
– Важное место в твоих мероприятиях занимает мода. А что будет в этот раз?
– Во-первых, мы предлагаем всем определенный дресс-код: приходите в удмуртском, современном, традиционном, стилизованном, в дукесах, саестемах, смело сочетайте традиционную и современную одежду! Самый гармоничный наряд получит приз от организаторов. Кроме того, выпускница Института искусств и дизайна УдГУ, модельер Софи Разина представит новую коллекцию «Тулыспал» – «Февраль». Это холодный батик, ткачество, пэчворк, складки и воланы, яркие цвета – все слилось в единую песню, задорную и жизнеутверждающую! Нам эта коллекция почему-то напомнила песни советской Удмуртии. Классика из детства: балет «Италмас» и опера «Наталь», сочинения Германа Корепанова и Геннадия Корепанова-Камского, спектакли Николая Шкляева, арии Николая Зубкова и Григория Титова. Также будет моя новая коллекция. Надеюсь, на площадку фестиваля привезут станок из Центра декоративно-прикладного искусства и можно будет посмотреть за процессом создания знаменитого удмуртского ткачества.
– Есть ли место удмуртской культуре в городе?
– Люди не всегда выражаются на удмуртском в городе. Удмуртская культура проявляется в чем-то другом. Она в потребностях людей, в тех культурных продуктах, которые люди хотят видеть – концерты, спектакли, лекции. Ижевск считается русским городом, и, как следствие, проявление удмуртского минимально.
Удмуртская культура локальна, она не выходит за пределы отведенных ему мест – она на втором этаже второго корпуса УдГУ на факультете удмуртской филологии, она в Удмуртском национальном театре. Я бы, наверное, насытила удмуртскими событиями календарь ижевчанина. Даже в Козьем парке, считающемся удмуртским местом, удмуртские события – Гербер и Выль всего лишь дважды в год. А классно было бы добавить неделю чего-то современного, скажем, неделю современного удмуртского театра или хотя бы фольклорные зимние гуляния. Эти вещи можно делать локально во многих организациях и местах города, но проблема в том, что люди только работают в удмуртском, а надо жить удмуртским и создавать свою удмуртскую повседневность каждый день, а не только по праздникам. Не знаю… Наверное, все народы переживают этот трагический разрыв национальной и городской культуры.
– А что надо, чтобы Ижевск стал более удмуртским городом?
– Надо создавать какой-то свой мир. Есть же примеры, когда национальная культура в городах абсолютно естественна. Видимо, нужна другая общественная, социальная, модель. Я живу каким-то внутренним европейским удмуртом, у меня нет ограничителя, разграничения: город – деревня. Я могу в деревне делать городское, а могу в городе делать деревенское. Интернет есть везде сейчас – не понимаю, почему в деревне нельзя быть современным, но почему-то в клубах до сих пор совок, а дети не делают свою современную культуру и почему нельзя делать неделю какого-нибудь деревенского дизайна…
Мы до сих пор приходим в себя после Советского Союза, когда было прервано естественное развитие национальной культуры, оборваны все корни.
(Московский комсомолец в Ижевске. 8 июня 2017 в 14:30).
http://izhevsk.mk.ru/articles/2017/06/08/festival-udmurtskoy-gorodskoy-kultury-proydet-v-izhevske.html