От праздников к празднику. Часть третья. Акашка
До праздника ходили по домам, где жили девушки, которые должны были выйти замуж в этом году. У них брали платки, полотенца, вышитые кисеты, предназначенные для будущего мужа. Вешали на шест. Затем парни устраивали скачки на лошадях. Они должны были их достать.
Женихи должны были у своей невесты узнать вещь. Были, что находили. Снимали с помощью кнута, аж со свистом. Бесермяне выходили на конец деревни, стелили скатерти, угощали друг друга выпечкой.
В первую борозду бросали крашеные яйца. Мы дети их собирали. В Ворцах детей тогда было много
– делится воспоминаниями Галина Яковлевна Иванова, 1949 года рождения.
Родилась в семье Данилова Якова Дмитриевича (1903 г.) и Вершиной Февронии Трофимовича(1913 г.). Отец прошел две войны. Вернулся хромой. Мать всю жизнь работала на тракторе «Фордзон», который топили дровами.
Детей в семье было восемь человек! Представляю, как им было трудно, но, в беседе с Галиной Яковлевной, осознаю, что они жили дружно, понимая и помогая друг другу. Уважали родителей, семейные традиции.
Попова Е.В., этнограф, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы РАН УР в одной из своих работ в разделе «Обряды начала весенних полевых работ» подробно описывает об обряде акашка как о сложном обрядовом комплексе.
В описанной форме обряд проводился до середины 20 века. В одних селениях он сохранял еще сложную структуру, в других – сокращался до одного дня, объединяя в себе самые важные элементы предыдущих дней.
Но важным элементом является крашеное яйцо, это свидетельствует о продуцирующей функции яйца, характеризует его как символ урожая. Яйцо входило в состав многих блюд, приготовленных к этому дню. Наконец, взаимный обмен крашеными яйцами и угощение ими были важным элементом трапезы.
…Хозяин складывал в небольшое углубление, сделанное заостренной палкой, крашеное яйцо, хлеб, лил напитки: здесь каждый пахарь, благословясь словами своего наречия: Оста – козма и, положив крестное на себе знамение, начинает пахать на столько, сколько привез семян, никогда не более четверика, что, засеяв и заборонив, оканчивает работу дня этого;
Потом хозяин полосы, сделав на пашне углубление заостренным колом, кладет туда красное пасхальное яйцо, приговаривая: «вот, матушка земля, благодарю я тебя, кормила ты меня прошлый год, – не поскупися – уроди хлеба и ныне»
(Сатрапинский, архив РГО, р.10, оп.1, д.48, л.30).
В короб зерном клали крашеные яйца, иногда их количество определялось числом домочадцев. Разбрасывая яйца по пашне, обращались к Хозяину межи и произносили имена всех членов семьи, подчеркивая, что оно жертвуется именно этим человеком (Биянова, архив УИИЯЛ, оп.2Н, д.391, л.6).
«Первое яйцо в землю прячут, чтоб у овса колос был размером с яйцо. Остальные, раскиданные по полю, подбирают дети, их подзывают каждого по имени» (Антуганов, архив УИИЯЛ, оп. 2Н, д.391, л.120).
Продуцирующее значение яйца старались усилить словами: «Пусть вырастет (хлеб – Е.П.) с это яйцо! (мэд йалчоз та курэгпуз кадь)».
Во время акашка назначали и крестных родителей… Девушки, взявшись за руки, вставали в ряд, а дети пробегали между ними, и каждая пыталась поймать одного, который потом и считался её крестником. Он получал от своей крестной матери небольшой поарок и яйцо (ПМА, 1991. ЗЕГ, д. Турчино).
Каждый год во время акашка крестные дарили крестникам по яйцу: «Вареных яиц приносили много. Раздавали своим крестникам. У меня тридцать четыре крестника. И обязательно тридцать четыре яйца надо дать во время акашка» (ПМА, 2000. БВН, д. Шамардан). Называя этих крестных, говорили: «крестные родители, назначенные на акашка» (акашка кутэм кирос анай – атай).
Самым ярким моментом, конечно, были скачки на лошадях. Скакали по прямой до определенного места и возвращались обратно. Наездника, прибывшего первым, «парни подбрасывали на руках, чтоб колос вырос размером с пядь» (ПМА, 1991. ЗЕГ, д.Турчино).
Скачки также имели продуцирующую функцию: «как мы соревнуемся, пусть так и хлеб наперегонки растет». Подарки в виде полотенец получали все участники скачек, но особая честь была победителям. полотенца обычно приносили молодухи, а кое-где победитель получал их от тещи или сестер жены (д.Турчино).
Возвращаясь с поля, посещали односельчан, которые угощали участников моления пивом и выпечкой. Наездников принимали с большим почетом: они въезжали верхом в ограду, проезжали по ней и, не слезая с коней, принимали угощение.
Девушки с песнями обходили деревню вечером, и эта часть обряда называлась уй йуъса «пить ночь». Кроме пения и пляски, они желали хозяевам урожая в новом году, а в благодарность получали угощение.
Был и третий день обряда акашка. Называли акащка кэлян «проводы акашка», чорог сийон «есть рыбу». Он включал визиты родственников, приготовление рыбной похлебки.
Обязательно варили суп с взбитым яйцом «пуштэм», продукты для которого собирали в складчину… Вечером шли на берег реки.
Обряды, проходившие там, считались акашка кэлян «проводы акашка». У воды клали ломоть хлеба, лили в реку квас и самогон. Отправляли нитки, ветки хвойных деревьев, а если они начинали тонуть, говорили,что это предвещает болезнь и смерть.
Считалось, что только после проведения обряда акашка земля готова к севу: «Акашка проведена, теперь земля готова, так говорили. Земля уже полностью становится готова после проведения акашка» (ПМА, 2000. БВН, д. Шамардан). Землю до этого не копали и не рыхлили….