Как изготавливали традиционный марийский костюм
Красив, богат и оригинален народный костюм. Зародившийся в древности, он на протяжении веков, обогащался, видоизменялся.
На участниках праздника, он был, конечно, уже современный. Лишь одна из них — была в старинном костюмном комплексе — Баба Галя.
Особое уважение ей за сохраненные реликвии и за рассказ о том, как изготовливалась ткань для пошива этого замечательного костюма. Вот этот рассказ…
Марийцы традиционную одежду изготовляли преимущественно из домотканины (холста, сукна), а также шкур, выделанных в домашних условиях.
Для выработки холщовых тканей марийцы, которые живут южнее Сарапула, выращивали коноплю (кыне), реже лён (йытын). Они считали, что конопляный холст — прочнее льняного. А там, где марийцы жили рядом с русскими выращивали лён.
Бабушка рассказала, что сеять коноплю нельзя было после полудня, так как считалось, что в таком случае она вырастет короткой.
Для получения хороших урожаев проводили личные обряды во время праздника «шорыкйол» (овечья нога), приходившегося на время русских святок;
Варили ритуальную кашу из конопли, подбрасывали семена вверх, имитируя длину будущей конопли, разбрасывали их при спуске с ледяной горы.
Во время этого праздника ряженые (старик Василий, старуха Васильевна) разыгрывали в каждом доме различные сцены: имитировали прядение, проверяли наличие пряжи, желали каждой хозяйке большого урожая этой культуры.
Коноплю сеяли в начале июня, а убирали в два приёма: сначала в конце июля, обычно до Ильина дня, выдергивали посконь (кыне пачаш) — мужские особи, поспевающие значительно раньше собственно конопли «матерки» — женских особей.
Остальные растения убирали в начале сентября, когда листья конопли опадали, а семена приобретали зеленый оттенок.
Лён сеяли в конце мая, а дергали в конце августа.
Все процессы обработки конопли и льна сложны и трудоёмки: мочка, сушка, получение кудели, сучение пряжи и только затем ткался холст примерно шириной — 34-37 см.
Готовые холсты неоднократно отбеливали: держали в щелоке, в кислом молоке, сыворотке, расстилали на снегу или траве и держали под солнцем.
А чтобы холст был мягким били его палками на круглом обрубке дерева.
Ритмичный звук разносился по деревне, был слышен за его пределами, поэтому бревно, на котором мягчили холст, в народе назвали образно «поющее дерево» — «мурызо кышкар».
С середины ХIХ века в ткачестве стали использовать фабричные нитки.
Хлопчатобумажные нити обычно шли на основу, конопляные — на уток. Получался тонкий холст.
Наиболее ценным считался тонкий белый холст, сотканный только из фабричных ниток. Он шёл исключительно на праздничную и обрядовую одежду.
Я и раньше прибирала любой лоскуточек ткани, по принципу — пригодится, а после рассказа Бабы Гали…