К 700-летию Ислама в Удмуртии открылась выставка культуры чепецких татар «Веков связующая нить»
С 5 апреля по 10 мая в Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремёсел работает экспозиция, раскрывающая быт чепецких татар и включает в себя богатый материал об истории, культуре татар, древнем и современном искусстве.
Север Удмуртии – уникальное в этническом и религиозном отношении место, где уже несколько веков рядом живут татары-мусульмане, удмурты, исповедующие язычество и христианство, русские-старообрядцы, бесермяне с их сплавом различных традиций и верований.
Чепецкие (каринские, нукратские) татары — этнографическая группа казанских татар. Живут в основном в Удмуртской Республике (Юкаменском, Глазовском, Балезинском, Ярском районах), в Кировской области.
Отличаются от казанских татар своим специфическим говором, сохранившим древние особенности языка татар времён Золотой Орды.
Верующие чепецкие татары – мусульмане. Исповедуют ислам суннитского толка. Первое упоминание проживания мусульман на территории современной Удмуртии относится к 1323 г. (надмогильная плита, найденная на территории Балезинского района). Первые постоянные татарские поселения на территории республики начали основываться в 1640-х годах, выходцами из села Нукрат (современное с. Карино Слободского района Кировской области), бывшего центра Каринского княжества, которое впервые упоминается в 1542 г. наряду с городами Вятской земли.
В 1670-х годах предками каринских князей был основан починок Кестымский (современная д. Кестым Балезинского района), который был и остаётся духовной столицей для многих татар, родившихся в Удмуртии.
На выставке представлены предметы быта из личной коллекции имама-мухтасиба северных районов Удмуртии Ильмира-хазрата Касимова и музея «Татар Йорты» Кестымской школы. Посетители увидят обширный этнографический материал – элементы одежды, орудия труда, посуда, изделия с богатой вышивкой с растительным орнаментом, тканые изделия, исламские атрибуты.
Наиболее ярко представлен традиционный татарский национальной костюм. За богатую многовековую историю татар образ национального костюма постоянно менялся, отражая черты той или иной подгруппы татарского народа. Правда, не только сами татары влияли на это изменение, естественно и серьезные события, влияющие как на государственный уклад татар, так и на территорию их проживания, вносили свою лепту.
По материалам сайта Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремёсел.
Фото: vk.com/decorudm