Косоворотка

    Русская народная косоворотка

    Русская косоворотка представляет собой туникообразную рубаху до колен (чуть позднее — до бёдер). Состояла она из перегнутого по утку́ полотнища, которое покрывало грудь и спину и соединялось на боках с помощью двух кусков ткани, а на рукавах — с помощью ластовиц (они же ластовки).

    Чаще ластовицы были из красной ткани или из того же материала, что и остальная рубаха. На верхнюю часть рубахи подшивали подоплеку (подкладка квадратной или треугольной формы, длина которой достигала 25-30 см). Она предотвращала изделие от истирания, а могла выполнять и декоративную функцию, так как зачастую обильно вышивалась.

    Но в конце 19 века под влиянием городской моды начали носить рубахи с кокеткой (отрезная деталь рубашки, блузки или платья, которая притачивается к спинке и образует её верхнюю часть).

    Мужчина в красной русской косоворотке
    https://www.livemaster.ru/item/16101533-muzhskaya-odezhda-kosovorotka-alatyr

    В мужских косоворотках выходили навыпуск, не заправляя в брюки и подпоясывая шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Иногда пояс мог иметь на концах кисти.

    Завязка пояса располагалась с левой стороны. Рубашки-косоворотки иногда расшивались по рукавам, подолу и вороту. Также нередко подол мог иметь разрезы по бокам – для удобства шага.

    Длина подола могла достигать разной длины, а зависело это от возраста носившего рубаху. Старики носили рубахи длиной до колена, юноши и мужчины средних лет — с подолом на 10—15 см выше коленей.

    В вышивке использовали разнообразные орнаменты, такие как геометрические и растительные. Как правило, разрез рубахи-косоворотки был смещен влево (реже вправо) и имел застежку. Длина разреза составляла 14-18 см.

    Рубаха могла иметь стоячий воротник, высота которого составляла примерно 2,5 – 3 см. Застёгивался он на одну пуговицу, а позднее — на ряд из нескольких.

    Голошейкой же называлась рубаха, которая не имела стоячего воротника и застегивалась на одну пуговицу, а ворот и нагрудный разрез обшивались тесьмой или кумачовой лентой. По мнению многих историков и культурологов именно голошейка – самый древний вид косоворотки.

    В России традиционно широко использовались полотняные косоворотки, часто являясь синонимом русской мужской рубахе и нижнему солдатскому белью.

    Изначально рукава у косоворотки были прямые и не имели сборок и манжет. Встречаются и рубахи с рукавами, которые пришиты в сборку у плеча, но реже – со сборками у кисти. Уже потом появились косоворотки с манжетами.

    Изготавливались рубахи-косоворотки из льняного и конопляного холста. Именно они являлись наиболее древними материалами для пошива рубашки-косоворотки. В 18 – начале 19 века в быту применялась узорная крашеная ткань-набойка, в большей степени преобладала синяя ткань с белым узором.

    Двое мужчин в военных косоворотках
    https://smolbattle.ru/threads/Фотографии-солдат-и-офицеров-ПМВ.51830/page-2

    Так именно косоворотка стала основой для появления гимнастерки в 1880 году. Введена она была в Туркестанском военном округе. Тогда на русскую полотняную косоворотку, выдававшуюся солдатам, прикрепили погоны и разрешили ее носить в строю и вне строя.

    Такой вид одежды стал самым распространенным в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в России.

    История происхождения косоворотки

    Очевидно, что русская косоворотка появилась не раньше 15 века, так как именно тогда появились первые изображения рубахи. Но при этом археологические находки говорят о том, что рубашки с косым воротом существовали еще в конце 11 – середине 12 веков. Так остатки рубах были обнаружены в мужских погребениях Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли, датирующихся вышеуказанными веками.

    Косоворотки со стоячим воротом имели круглый разрез, а голошейки – прямоугольный, круглый или трапециевидный. В большинстве случаев воротники имели разрез слева, чуть реже —  справа или посередине. Наличие украшенных воротов и бронзовых пуговиц свидетельствует о косом разрезе. Основой для стоячих воротников являлась кожа или береста, некоторые достигали от 2,5 до 7 см.

    Некоторые историки объясняют существование косого разреза и стоячего ворота византийским влиянием. К примеру, туника-далматика 12 века, хранящаяся в «Музее истории искусств» в Вене имеет стоячий воротник с косым вырезом. Украшен он аналогично воротникам на русских рубахах того же периода (хотя подобные рубахи встречаются и в древнескандинавских и древнегерманских погребениях).

    Высказывалась версия и о восточном, татарском характере происхождения рубахи. Но они считаются безосновательными, так как татарам не характерна одежда с косым разрезом. А для их предков – кочевых племен и народов Евразии была характерна распашная одежда, но рубаха к ним не относится.

    Артемий Арциховский, советский историк славист-историк, предполагал, что впервые косоворотка была изображена на миниатюре Псковского Устава (11-12 вв.) на отдыхающем крестьянине-смерде.

    Но это предположение остается довольно спорным, а если и предположить, что в псковской миниатюре действительно изображена косоворотка, то в то время она была не распространена и не популярна.

    Согласно тем же археологическим находкам расцвет популярности косоворотки приходится на 16 – 17 века. Тогда она и рубахи с прямым разрезом застегивались на ряд разговоров (петли-застежки с прикрепленными к ним пуговицами). В XVI-XVII веках воротник рубахи назывался ожерельем или сорочкой.

    Косоворотка, в качестве модной и праздничной рубахи у русских, вытеснила в большинстве регионов России существовавшую рубаху с прямым разрезом на груди. А в середине-конце того же столетия рубахи со стоячим воротом вытеснили голошейки. Однако они долго сохранялись в Тверской губернии.

    С середины 19 века начали появляться рубахи из пестряди (клетчатой, полосатой). Рубашки из этого материала называли пеструхами.

    Уже к концу 19 века косоворотка у русских была основой любого костюма. Тогда стали использовать рубахи, сшитые из фабричных тканей. Их шили из полотна, шелка, атласа. Делились рубашки на рабочие и праздничные.

    Главным отличием являлось богатство отделки. На будничных рубахах отделки не было. А праздничные косоворотки шили из более тонкого холста, изредка полубумажного. Также они обильно были украшены вышивкой и ткаными закладными узорами у подола, по краю рукавов и на вороте.

    Максим горький в косоворотке
    https://bogdan-63.livejournal.com/5780906.html?replyto=5519274

    В конце 19 – начале 20 века на селе начали распространяться пиджаки, благодаря этому появляются рубахи-косоворотки с косой планкой. Подол же стал короче, чтобы он не торчал из-под пол пиджака. Поэтому уже в начале 20 века у поморов длина подола составляла 70-80 см.

    Со временем начали исчезать и боковые детали. Они начали либо заменяться подклинком, либо сшиваться одним швом. Тогда же из города приходит втачной и фигурный рукава. Самой популярной и модной тканью становится красный сатин.

    К середине 20 века косоворотка выходит из повседневного употребления.

    Благодаря влиянию русского населения рубаху с косым воротом переняли и финно-угорские народы (например, сету, марийцы, удмурты и коми-пермяки), а также украинцы, белорусы и молдаване. Однако было и существенное отличие. Разрез и ворот на марийских, удмуртских и коми-пермяцких рубахах скошен вправо, а не влево.

    Происхождение названия «Косоворотка»

    Название происходит от словосочетания «косой ворот». И мы действительно можем увидеть, что разрез на рубахе-косоворотке не по центру, а сбоку. По одной из версий сделано это было не из эстетических соображений, а из-за практичности. Так у крестьян при активном физическом труде не выпадал наружу нательный крестик.

    Рисунок косоворотки
    https://mypresentation.ru/presentation/drevnerusskaya-odezhda

    Виды косовороток

    Мужские косоворотки

    Конструкция данных косовороток представляла собой конструкцию из двух полотнищ. Они покрывали спину и грудь и соединялись на плечах четырехугольными отрезами ткани. Одинаковый покрой рубах был у всех сословий, разница была лишь в качестве ткани.

    Гали Маслова, советский ученый историк-этнограф, выделяет четыре типа мужских рубах:

    • Туникообразный;
    • С прямыми поликами;
    • С узкими нашивками на плечах;
    • На кокетке.

    Женские косоворотки

    Женская рубаха могла доходить до подола сарафана и называлась «стан». Существовал даже фасон для кормления младенцев. Он был со сборенными рукавами. В Сибири косоворотку называли «рукава», потому что из-под сарафана виднелись лишь одни рукава.

    Женские рубахи несли различный смысл и назывались:

    • Будничными;
    • Праздничными;
    • Покосными;
    • Ворожбенными;
    • Свадебными;
    • Похоронными.

    Женские рубахи шили из домотканины — льна, холста, шерсти, пеньки, конопли.

    В элементы украшения женской косоворотки закладывался глубокий смысл. Такие символы, как кони, птицы, древо Жизни, ланки, растительные узоры соответствовали языческим божествам. Считалось, что рубахи красного цвета оберегали их носительниц от злых духов и несчастий.

    Детские косоворотки

    Первыми пеленками для новорожденных всегда служили рубахи отца и матери. Для мальчика – косоворотка отца, для девочки – косоворотка матери. Детские рубахи было принято шить из ношеного полотна, считалось, что благодаря такому ритуалу сила родителей убережет младенца от порчи и сглаза. И для мальчиков, и для девочек рубаха выглядела одинаково.

    Длина такой косоворотки была до пят. Матери всегда старались украшать детскую рубаху вышивкой, так как в узорах был заложен оберегающий смысл. Как только ребенок переходил в новый этап, ему полагалась первая рубаха из новой ткани. В три года — первая рубаха из новины. В 12 лет — понёва для девочек и штаны-порты для мальчиков.

    Косоворотки по назначению

    • Покосница: Мужчины на Руси надевали покосницу в первый день жатвы;
    • Убивальница: Девушке перед венчанием неделю полагалось носить рубаху-убивальницу. В ней она оплакивала свою юность, готовилась к новой замужней жизни в чужой семье.
    • Свадебная рубаха: Такую рубаху расшивали сложными узорами. Основной цвет орнамента — красный. После свадьбы рубаха не утрачивала своего значения. Её надевали на праздники и обряды, по обычаям бережно хранили.

    Выкройка русской рубахи

    Выкройка косоворотки представлена ниже, шьется она в несколько этапов: снятие мерок, выкройка, пошив.

    Выкройка косоворотки

    Перед пошивом стоит обязательно раскроить все элементы рубашки, так как они прямоугольные сложностей возникнуть не должно. Достаточно просчитать ширину и длину изделий.

    Для украшения изделий можно использовать декоративные элементы: это могут быть лента, тесьма, вышивка, пояс с кисточками и т. д.

    Требуемые метки для шитья рубахи:

    — ширина спины;
    — длина рукава (чтобы правильно измерить, локоть нужно согнуть и сантиметр проложить от шеи через плечо и локоть);
    — обхват бедер;
    — обхват головы (чтобы правильно вырезать горловину);
    — длина изделия.

    Ко всем меркам можно добавлять несколько сантиметров, потому что народная рубаха должна по фигуре сидеть свободно.

    Современная косоворотка

    Сейчас рубаха уже не имеет былой популярности, но купить косоворотку можно как на разнообразных Интернет-площадках, так и в специализированных магазинах. Существуют и ресурсы, где можно купить мужские косоворотки, которые соответствуют реалиям 21 века.

    Средняя ее стоимость варьируется от 2000 до 5000 тысяч рублей.

    Заключение

    Косоворотка является неотъемлемой частью как русской культуры, так и культуры других народов. Прошло достаточно много времени с ее появления. Она много раз трансформировалась, однако даже сейчас не перестает меняться, стараясь соответствовать «новому» миру. И, несомненно, она оставила действительно глубокий след в культуре России.

    Источники:

    1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Косоворотка
    2. https://ru.rbth.com/read/1099-kosovorotka-russkaya-rubakha

    Заглавное фото: https://www.livemaster.ru/item/16101533-muzhskaya-odezhda-kosovorotka-alatyr