Главная / Большой этнографический диктант

 

Большой этнографический диктант

 

На главной площадке Большого этнографического диктанта в Ижевске подвели итоги масштабной акции по проверке знаний о народах России. Вашему вниманию материалы СМИ, опубликованные в различных изданиях и на интернет-порталах на эту популярную тему.

 

 
 

Максимальный балл среди тех, кто решал задания диктанта в Доме Дружбы народов Удмуртии — 100 из 100 возможных. Абсолютно правильно ответил один знаток. Ещё три человека получили по 97 баллов. В среднем участникам удалось найти ответы на более чем половину тестовых вопросов, средний балл — 51.

БЭД написали 133 человека, большинство из них — женщины, их 85 от общего числа, прошедших тестирование на площадке в Доме Дружбы народов. Средний возраст участников остановился на отметке 26 лет, при этом самому молодому из тех, кто размышлял над вопросами этнографического профиля исполнилось 12 лет, а самому старшему — 82 года.

Во вложении имеется таблица с данными итогового протокола. Каждому участнику этнодиктанта был присвоен персональный идентификационный номер, на основании которого он сможет увидеть свой результат прохождения теста на этнографические знания.

Itogovy_protokol_DDN_BED_2018-1


 

Ответы на федеральный список, состоящий из 20 вопросов, вы найдете на странице http://miretno.ru/otvety/
Ответы на 10 вопросов регионального раздела по Удмуртии мы разместили здесь.

Ответы на региональные вопросы по Удмуртии

Всероссийской акции «Большой этнографический диктант — 2018»

 

21. В 2018 году отмечается 120-летие со дня рождения этого выдающегося отечественного ученого – фольклориста, диалектолога классика русской этнографии. Он родился в с. Люк Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне – Завьяловский район Удмуртии) в 1878 г. Член-корреспондент Академии наук СССР (с 1925 г.), академик Болгарской АН (с 1946 г.). Автор более 120 научных работ, среди которых такие знаковые труды как «Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов», «Очерки русской мифологии», «Восточнославянская этнография» и др. «Восточнославянская этнография» получила большое международное признание и до сих пор считается одной из лучших сводных работ по этнографии русских, украинцев и белорусов. Как писала известный этнограф В. Н. Харузина: «Она должна стать настольной книгой для всякого этнографа, занимающегося этнографией русского народа».
 
Укажите имя этого ученого:
 
А. Дмитрий Константинович Зеленин
Б. Сергей Павлович Толстов
В. Николай Николаевич Чебоксаров
Г. Борис Николаевич Путилов
 
22. Этот народ входит в перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Численность его невелика – всего 2201 чел., причем около 96% всех его представителей живут на территории Удмуртии.
И сегодня этот народ остается своеобразной научной «загадкой». За более чем 100-летнюю историю его изучения каких только догадок не было высказано по поводу происхождения. Говорили даже, что это потомки легионеров Александра Македонского, что это не кто иные как печенеги и т.д. и т.п. Многое до сих пор остается на уровне гипотез. Сегодня преобладают две конкурирующие гипотезы. Согласно одной из них предками этого народа являются тюркские народы, согласно другой – финно-угорские. Но в любом случае в его этногенезе принимали участие и тюрки и финно-угры.
 
О каком народе идёт речь?
 
А. Бесермяне
Б. Чуваши
В. Селькупы
Г. Вепсы
 
23. На территории этого района Удмуртии компактно проживают представители пяти этнических групп – русские, удмурты, марийцы, татары-кряшены, чуваши. Он по праву считается самым многонациональным районом республики.
 
Какой это район?
 
А. Малопургинский
Б. Юкаменский
В. Граховский
Г. Сюмсинский
Д. Балезинский
 
24. Этот древний удмуртский музыкальный инструмент имел две разновидности: ритуальный (великий) и бытовой (малый). По преданию этот инструмент был спущен на небесной цепи на землю Кылдысином, дабы люди не тосковали об его уходе.
Ритуальный, по легенде, изготавливали из ели, обожжённой молнией. Он хранился в родовом святилище – куале, играть на нем имели право только мужчины. Игра на нем сопровождала моления, а также выборы жрецов. Одна из ритуальных мелодий, исполняемых на нем, была известна под названием инву утчан гур («мелодия поисков небесной росы / божественной благодати»).
К сер. ХХ в. уже лишь единицы могли играть на этом инструменте, мало кто помнил технологию его изготовления. В 90-е годы ХХ в. инструмент и искусство игры на нем были возрождены С.Н.Кунгуровым.
 
Какой это инструмент?
 
А. Чипчирган (свирель)
Б. Быз (волынка)
В. Крезь (гусли)
Г. Кубыз (скрипка)
Д. Ымкрезь (варган)
 
25. Своеобразная культура старообрядцев – важный компонент истории православия в Удмуртии. В 1907 г. только в Сарапульском викариатстве (3 уезда) насчитывалось ок. 32 тыс. старообрядцев. До сих пор староверы сохраняют многие самобытные черты. В 1998 году в г. Ижевске был открыт храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он вмещает до 1000 молящихся и является самым крупным из всех старообрядческих храмов, возведенных в России после 1917 года.
 
Из приведенного перечня выберите 2 района, где и сегодня находятся деревни староверов:
 
А. Кезский
Б. Алнашский
В. Вавожский
Г. Балезинский
Д. Завьяловский
 
26. Старинное прозвище, закрепившееся за жителями этого города, – «чебаки».
Именно в этом городе изготавливали лучшие российские якоря. Этот морской символ встречается здесь в декоре наличников, его изготавливали в виде оригинального подсвечника, а женщины носили изящные подвески в виде якоря.
 
Какой это город?
 
А. Камбарка
Б. Сарапул
В. Воткинск
Г. Ижевск
 
27. Городничим этого города 22 года являлся Пётр Фёдорович Чайковский, дед великого русского композитора. Он являлся первой столицей Удмуртии – с января по июнь 1921 года. Почти треть – 31,6% – жителей этого города составляют удмурты (2010 г.).
 
О каком городе идет речь?
 
А. Воткинск
Б. Можга
В. Сарапул
Г. Глазов
Д. Агрыз
 
28. История этого народа Удмуртии, как считают предания, началась, когда Кара-бек с соплеменниками перешёл на службу к Ивану III, за что и получил право пользоваться землёй на севере Удмуртии. Подлинность предания не докажешь, а народ так и живёт по р. Чепце.
 
О каком народе Удмуртии идёт речь?
 
А. Чуваши
Б. Удмурты-ватка
В. Татары-кряшены
Г. Нукратские татары
 
29. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова – жена А.П. Чехова, выдающаяся российская и советская актриса, народная артистка СССР родилась в 1868 г. именно в этом населенном пункте Вятской губернии, ныне находящемся на территории современной Удмуртии.
 
Выберите из предложенных вариантов место ее рождения.
 
А. с. Красногорское
Б. г. Глазов
В. г. Ижевск
Г. г. Сарапул
Д. г. Воткинск
 
30. На Ижевском оружейном заводе сложилась уникальная наградная система. Это специфически ижевское явление. Нигде на Урале таких наград больше не было. Эта награда, которой удостаивались лучшие заводские люди, стала одним из самых ярких и узнаваемых символов старого Ижевска. В силу сложности и причудливости данной награды процесс ее изготовления называли «строительством».
Впервые эта награда была вручена в 1819 г. За весь период ее существования – вплоть до 1915 г. – ее получили 525 человек. Данная награда вручалась по представлению начальника завода, следовавшему затем представлению Великого Князя генерал-фельдцейхмейстера и, наконец, указу царя. Получение этой награды давало мастеровому иммунитет от телесных наказаний.
 
О какой награде идет речь?
 
А. Медаль
Б. Почетная грамота
В. Дом
Г. Кафтан
Д. Наградное народное оружие